Гуашевая живопись - кратко
Гуашь – вид красок, известный с античных времен. Их активно использовали в Средние века европейские и персидские авторы миниатюр. Термин в таком виде возник в 18-м веке. Особенно популярной в живописи гуашь стала на рубеже 19 – 20 веков. Среди художников существовали разногласия, как относится к произведениям – это графика или живопись? Со временем споры поутихли.
Виды гуашевых красок
Гуашь представляет собой субстанцию на водной основе с добавлением измельченных пигментов, белил и клеевых веществ, связывающих состав воедино. Это крахмал, гуммиарабик или декстрин.
Тип краски зависит от добавок:
- фруктовой камеди,
- глицерина,
- меда,
- акрила.
Гуашь называют сестрой акварели, но произведения, выполненные в той или иной манере, это две большие разницы. Для акварели характерна прозрачность, размытость. Для гуаши - плотность, насыщенность, матовость. Рисунки отличаются четкостью.
Художники, создающие произведения с использование гуаши, выполняют их в разной манере - в графической или живописной. В соответствие с поставленной задачей выбирается краска:
- для изготовления плакатов. Вместо белил используется каолин, чтобы рисунок не выгорал;
- художественная (профессиональная). Получаются большие красивые картины, имеющие матовую бархатистую поверхность. У краски высокая кроющая способность.
Вариантов существует много, все зависит от добавленных веществ:
- флюоресцирующая,
- перламутровая,
- акриловая,
- «металлик».
По способу наложения мазка:
- пастозная. Мазки накладывают как в масляной живописи;
- лессировка. Краска так разбавляется водой, что прозрачный мазок наносится на основной фон;
- сграффито. Сначала светлый тон, ему дают подсохнуть, поверх него темный, вновь все просыхает. Тонким острым инструментом процарапывают темный слой, открывая светлый.
По влажности кисти:
- рисование мокрой кистью по сухой основе;
- мокрой кистью по мокрой основе;
- сухой кистью по сухой основе.
Расширяются области применения. Выполнять рисунок можно:
- на бумаге,
- на картоне,
- на фанере,
- на пергаменте,
- на холсте,
- на специально пропитанном шелке.
Краски хорошо разбавляются водой, туманы получаются необыкновенными.
Гуашь обладает рядом положительных и отрицательных свойств.
Преимущества:
- прекрасно покрывает слой за слоем. Светлые оттенки легко наносятся поверх темных и наоборот. Мастер свободно варьирует тональной насыщенностью;
- краски быстро сохнут;
- их легко контролировать и создавать однородную фактуру;
- яркие насыщенные цвета;
- бархатистость покрытия придает картинам своеобразие и благородство.
Недостатки:
- краски густые и быстро высыхают, из-за чего сложно исправлять ошибки. При перекрытии одного цвета другим образуется толстый слой, на нем легко появляются трещины. Чтобы трещин не было, добавляют укрепляющие вещества;
- если добавить белила, краска светлеет, и это надо учитывать.
Хорошая кроющая способность и насыщенность гуаши послужила решающим моментом при оформлении плакатов, в иллюстрации книг и оформлении театральных постановок.
Использование смешанных техник
В своем творчестве художники используют разные техники. В картине «Набережная Сены» П. Синьяк кроме гуаши пользовался акварелью, карандашом и углем. В картине «Лунный свет» У. Хомера прослеживается сочетание акварели, гуаши и графита.
Не обходили стороной гуашевые краски такие великие художники, как П. Пикассо, В. Серов, А, Бенуа, Б Кустодиев и другие.
Гуашь стала популярным средством выражения для профессионалов и начинающих художников. Она удобна в работе благодаря огромному ассортименту и широкой цветовой палитре.