Художественные средства живописи - кратко


Создание живописной картины – сложная творческая работа. Процесс, часто длительный, требует от художника приложения всех его физических и духовных возможностей.

 

Точной инструкции по написанию картин не существует. Не поддается искусство регулированию. Мастер выражает индивидуальность, мироощущение, эмоции художественными средствами живописи. Каждое произведение – сочетание творческого подхода и особых приемов.

 

Окружающий мир красками

 

Красивейшие картины мира через века сохранили притягательную силу. Художники писали шедевры, используя характерные методы. К ним относят:

 

  1. цвет и колорит;
  2. живописное пятно и линия;
  3. мазок;
  4. световой и цветовой контраст;
  5. фактура;
  6. композиция.

 

Живописец с помощью этих средств передает настроение, чувство радости или грусти, красоту окружающего мира.

 

Цвет и колорит

 

Свой цвет имеет любой живой и неживой объект. Цвет – в живописи главное выразительное средство. С его помощью творец создает художественное изображение, моделирует пространство, задает ритм, воздействует на зрителя.

 

Необходимый цвет получает на палитре, смешивая краски. Затем создает единственный для каждой картины колорит – гармоничное соотношение цветов, воплощая образную идею. В природе цвета делятся на 2 гаммы – холодную, спокойную и умиротворяющую, и теплую, активную и веселящую. Вместе они ведут себя контрастно, теплый цвет кажется ближе, а холодный отступает вглубь.

 

Мазок   

 

Мазок – технический прием, «кирпичик» для построения целой работы. С его помощью автор на плоской поверхности «лепит» объемную фигуру. Это маленькая часть произведения, их последовательность определяет конечный результат.

 

Мазок формирует новые стили и оказывает влияние на живописцев. Транслирует их чувства и мысли. Умение применять технику мазка свидетельствует о мастерстве художника. Вид мазка наполняет смыслом изображение:

 

  1. гладкий – края мазков сглажены, различимы «под лупой»;
  2. фактурный, или пастозный – плотные слои толщиной до нескольких мм;
  3. лессировочный – тонкие почти прозрачные мазки поверх основного цвета дают богатый колорит.

 

Пятно и линия

 

Линия и пятно – совокупность мазков, очерчивающих краской предмет на холсте. Пятно – силуэт объекта, выделяется от остальной плоскости по цвету. Художник подбирает для образа набор пятен, мягких или резких, скупых или живописных. Нужные ассоциации легко возникают у зрителя.

 

Световой и цветовой контраст  

 

Контраст в живописи – разница в цвете, тональности, насыщенности. Сочетание противоположных параметров – пятен и линий, яркого и мрачного. Контраст может быть легкий или напряженный. Это зависит от цветов спектра. Теплые – цвета огня, холодные – неба и воды. Светлые и темные цветовые пятна помогают рассмотреть строение и форму предмета.

 

Фактура

 

Репродукции произведений живописи не оказывают должного впечатления, не передают в полной мере эмоции автора. В раскрытии образа оригинала фактура играет значимую роль. Поверхность красочного слоя усиливает психологическое воздействие. Матовая или глянцевая, гладкая или шероховатая, она вызывает определенные ассоциации, воспоминания.

 

Композиция  

 

Композиция – расположение на картине элементов, точно показывающих замысел художника. Это искусство сочетать фигуры, пятна, усилить цвет, или ослабить, добавить свет, или приглушить. Продуманная композиция красноречиво выражает художественный образ.

 

Картина имеет главный объект. Вокруг него строится композиция. Каждая часть на своем месте, ни одна не лишняя или незаконченная.

 

Важная составляющая композиции – перспектива. Изображение глубины пространства усиливает эффективность восприятия картины. Перспективу различают как линейную и тональную (воздушную).

 

Композиция подчиняется законам:

 

  1. целостности – картина выглядит как единое законченное произведение;
  2. контрастов – выражается смысловыми противоположностями;
  3. воздействия – зритель воспринимает элементы картины в зависимости от их расположения на полотне.

 

Художник предварительно вынашивает идею. Пишет этюды, работает над композицией. Использует выразительные средства живописи и передает зрителю настроение, открывает свой внутренний мир.

 

2
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация