Техники живописи маслом


Живопись маслом может быть выполнена множеством приемов и техник. Чтобы лучше представить себе способы рисования маслом, важно знать основы обращения с масляными красками.



Основы живописи маслом

Готовые масляные краски продаются в тюбиках. Для нанесения красок художник использует палитру, изготовленную из дерева. Художник кладет краски в определенном порядке по верхнему левому краю палитры, ее середина используется для смешивания красок. Палитра должна быть промасленная, иначе масло из красок будет впитываться в дерево, и краски быстро загустеют. Для разведения красок и удаления их с палитры применяют растворитель уайт-спирит и специальные приспособления. Палитру нужно содержать в чистоте.

 Особенностью живописи маслом является и то, что при работе используется несколько кистей. Каждый тон краски наносится отдельной кистью. Разными кистями прорисовываются крупные и мелкие детали. Крупные фрагменты пишут плоскими щетинными кистями, а для мелких – используются кисточки с мягким волосом, колонковые, беличьи или хорьковые.

Существует два основных способа живописи масляными красками: в один или в несколько слоев.



Однослойная масляная живопись

В однослойной технике вся картина должна быть написана в короткий промежуток времени. Такая техника носит название алла прима (alla prima), что означает в один прием. Художник, нанося мазки, прямо на холсте добавляет краски одну к другой и смешивает их по ходу работы. Важно не дать краскам высохнуть. Для ровного или рельефного нанесения краски на холст можно использовать мастихин, специальное приспособление, которым работают с не засохшими красками на палитре. В технике alla prima пишутся картины небольшого размера. Если для окончания работы одного сеанса недостаточно, то картину необходимо поместить в прохладное место, чтобы краски не высохли. В технике alla prima написаны многие известные пейзажи и натюрморты. Работы в этой технике не всегда передают точную детализацию, но прекрасно отображают атмосферу, настроение и чувства художника.



Многослойные техники живописи маслом

При работе в многослойной технике на холст наносят два и более слоев краски. Первым слоем, который называется подмалевок, художник прописывает основные тональные пятна на рисунке. Затем выполняет прописку и детализацию. В традиционной многослойной технике продолжать работу можно только после высыхания предыдущего слоя, иначе масло нового слоя будет впитываться предыдущим, и краска быстро потускнеет. Кроме того, перед нанесением следующего слоя предыдущий слой краски нужно обработать растворителем уайт-спиритом, иначе после высыхания краски нанесенный слой будет плохо держаться.

Со времени изобретения масляных красок в XV веке художники использовали сложную технику наслоения светлых и темных оттенков.

Сложная многослойная техника не забыта и в наши дни. Чтобы написать картину в стиле реализма или скопировать работы старых мастеров, используют их приемы. Работа над картиной в многослойной технике может длиться несколько месяцев. Одним из самых сложных вариантов является семислойная техника. 



Лессировка

В классической технике лессировки краска наносится тонким слоем на загрунтованный холст или на ранее нанесенный и просохший слой краски. Красивый и необычный эффект можно получить, используя прозрачные и полупрозрачные краски. В этом случае краска разбавляется растворителем. При сочетании разных по прозрачности красок на картине создается эффект глубины. Интересный эффект получается при использовании прозрачных красок и тонированного грунта. Цвет грунта создает основу произведения, его колорит. Работать в технике лессировки можно также акварельными красками.



Работа мазками

Писать мазками любил знаменитый художник Клод Моне. Покрывая весь холст густыми и зернистыми мазками, он передавал игру света на картине «Лондон. Парламент». Наложением мазков создаются все оттенки и красота цвета. При работе мазками важно знать и уметь смешивать краски. Мазками разных цветов получают нужные сочетания, а весь эффект, насыщенность и динамичность картины, можно оценить при завершении работы. 

Более грубый и объемный прием наложения мазков называется импасто (impasto), что в переводе означает тесто, то есть плотный пастообразный слой. В пастозной технике картина получается более фактурной. Для работы используют различные шпатели, мастихины, широкие кисточки с грубым ворсом, пластиковые щеточки и даже пальцы. В грубой пастозной технике, работая густой краской, писал картины Винсент Ван Гог.

          Чтобы работать над картиной долгое время и не допустить образования трещин, пользуются техникой жирным по тонкому. Вначале на холст наносят более тонкие, сильно разбавленные растворителем, слои. С каждым новым слоем содержание масла увеличивают, вырисовывая верхний слой более жирной краской.



Современные техники живописи маслом

Живопись развивается, и её приемы и техники со временем совершенствуются и отличаются от классических. Прием, используемый современными художниками и позволяющий быстро написать портрет масляными красками, называется сухая кисть. Техника сухая кисть возникла в 1980 - 90-х годах среди уличных художников Арбата и Невского проспекта и не была признана академической классическими живописцами. Масляная краска наносится на холст сухой кистью и растушевывается. В результате сильной растушевки создается эффект графики, прорисовываются детали и портреты получаются схожими с фотографиями.

В современных техниках живописи используются всевозможные способы нанесения краски на холст и добавляется различный декор, как во времена эпохи раннего Возрождения художники добавляли в краски окись свинца для получения блеска. С применением в работе карандашей, фломастеров, маркеров для прорисовки отдельных деталей появляются смешанные техники, открывающие новые возможности и перспективы для искусства.    

 


         



 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация