Золотой век голландской живописи


Нидерланды XVI - XVII веков были одной из самых развитых стран мира. Здесь раньше, чем в других европейских странах, расцвели капиталистические отношения. Дополнительным толчком к их развитию послужил протестантизм, благословлявший труд и торговлю и ставший религиозным течением, характерным для бюргеров. 

В середине XVI века семь нидерландских провинций объявили о создании отдельного государства, независимого от остальных Нидерландов. В историю эта конфедерация вошла как Республика Семи Объединённых Провинций. Новому государству независимость досталась непростой ценой. Ему пришлось сражаться за неё с Испанской империей. Испанцы воевали жестоко и дико, совершали настоящие военные преступления; так, при отступлении они уничтожили более десяти тысяч жителей Антверпена. 

Так или иначе, новое государство, называвшееся также Голландией, обрело независимость. Процессы, происходившие в стране в это время, были отражены и в изобразительном искусстве.

 

                               Голландское искусство отделяется от нидерландского  

Интерес к изобразительному искусству в Голландии проистекал ещё из тех времён, когда все провинции Нидерландов были единым целым. Средневековая нидерландская живопись (Питер Брейгель Старший, Иероним Кок и другие) является мировой классикой. 

В первое время после отделения Объединённых Провинций от "материнской" страны в них произошла некоторая деградация эстетического вкуса. Голландию населяли трудолюбивые, простодушные и не особо богатые бюргеры, и от искусства они стали требовать соответствующего - простых форм, примитивных образов и сюжетов, произведения должны были изображать бытовую жизнь простых людей. 

Однако в начале XVII века положение резко изменилось. Молодая страна "встала с колен" и начала самоутверждаться. Население Голландии заинтересовалось "высоким" искусством. При этом господствующая протестантская этика привела к резкому сокращению заказов на религиозную тему. Любители искусства теперь требовали картин на светскую тематику. Благодаря этому в голландской живописи появились такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой жанр. Во всей остальной Европе в те годы такого запроса на светские произведения ещё не было. 

Поскольку от художников требовалось изображать реальную, повседневную жизнь, они освоили совершенно новые приёмы живописи. Позднее эти приёмы позаимствуют художники других стран. 

Живопись в Голландии превратилась в практически массовую культуру. Заказчиками картин были представители самых разных слоёв населения. Всё это и создало предпосылки для "золотого" века голландской живописи

Характерной особенностью этой живописи было, в частности, повышенное внимание к науке и учёным. Многие голландские картины этого времени изображают учёных, работающих в своих кабинетах. Художники часто посещают анатомические театры. Объектами изображения становятся мануфактуры, заседания научных сообществ, реалии Ост-Индской торговой кампании.

 Старые нидерландские художники тоже изображали учёных, чаще алхимиков, за работой; но в то время это были сатирические произведения, выставлявшие деятелей науки как чудаков или шарлатанов. Голландские же картины живописуют учёных в положительном свете.

 


                                                            "Малые голландцы" 

Одной из групп голландских живописцев того времени были так называемые "малые голландцы". Своё название они получили и из-за небольшого размера своих полотен, и из-за "камерного" характера самих произведений. Чаще всего они создавали пейзажи, натюрморты и картины бытового жанра; для "малых голландцев" характерна узкая специализация.  

 

                                                       "Утрехтские караваджисты"

Несмотря на господство в Голландии протестантизма, Утрехт, столица Объединённых Провинций, оставался верен католической религии. Поэтому местные мастера были культурно связаны с Римом. Их называют "Утрехтскими караваджистами" - они продолжали традицию католической живописи XVI века и находились под влиянием итальянского искусства. Это Паулюс Бор, Тербрюгген, Хонтхорст и другие. Они подолгу жили и работали в Италии, а Тербрюгген даже лично встречался с Караваджо. Маттиас Стом поселился в Италии и провёл там всю жизнь, внеся вклад не только в нидерландское, но и в итальянское искусство. 

 

                                                          Мастера офорта  

Гравюра была популярна в нидерландском искусстве ещё в XVI веке. Голландские мастера унаследовали эту традицию и достигли большого успеха в технике офорта - гравюры на металле. Из мастеров можно привести представителей Харлемской гильдии святого Луки - Виллема Бейтевега, Геркулеса Сегерса и др. Эсайас ван де Вельде ввёл в гравюру голландский сельский пейзаж; впоследствии этот поджанр был существенно развит его последователями. 

Геркулес Сегерс - художник и гравёр, поднявший технику офорта на новый уровень. Его произведения отличались сложностью сюжета, напряжённостью, тревожным характером. У широкой общественности офорты Сегерса не пользовались большой популярностью, однако их высоко ценили художники, включая самого Рембрандта. Они "охотились" за офортами Сегерса, коллекционировали их и копировали их во время обучения. 

Ближе к концу XVII столетия голландские офорты стали более разнообразными: мастера изготавливали топографические карты, городские пейзажи, портреты, произведения бытового жанра. На весь мир известны, в частности, карты Меркатора. Однако статус офорта в эти годы был не таким высоким, как в более ранний период. Часто офорты использовались в качестве иллюстраций в различных книгах, включая учебные пособия, ботанические и анатомические трактаты. Офорты украшали и книгу Густава Селенуса "Шахматы, или Королевская игра" (под этим псевдонимом издавал свои книги герцог Брауншвейг-Вольфенбюттельский Август). 

 

                                                     Аристократизация искусства 

В голландском изобразительном искусстве "аристократические" элементы имели место всегда, но в начале - середине XVII века они были не очень сильно выражены. А вот в конце столетия аристократизм захлестнул местную живопись более плотно. На портретах разбогатевшие предприниматели изображены в аристократическом, прямо-таки "дворянском" обличье: они демонстрируют нарядные модные одежды, держат в руках ценное оружие, принимают горделивые позы. "Аристократические" портреты становятся менее реалистичными: заказчики требуют, чтобы их изображали так, как они того хотят, а не так, как они выглядят на самом деле. 

Так, немецкий принц Руперт на картине Саймона Питерса Верелста изображён в виде французского изнеженного аристократа-интеллектуала. На самом деле Руперт был безнравственным, воинственным и жестоким человеком. 

  


                                                                      Рембрандт 

Рембрандт Харменс ван Рейн - пожалуй, самый крупный и известный представитель голландского "золотого века". Картины и гравюры Рембрандта разнообразны по жанровой принадлежности, но все они характеризуются глубокой насыщенностью человеческими переживаниями. Произведения Рембрандта демонстрируют весь спектр чувств и переживаний. 

В своих картинах Рембрандт использовал новаторские приёмы - например, светотень, что позволяло ему добиться невероятной реалистичности. 


 

 

 

 

 


 

 

 

 

 



 



 

 


 

1
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация