Органический Алексей Кострома. Гений и сумасшедший.
Город и человек
Кострома – древнерусский город, где творили мастера живописи: Кустодиев Б. М. (1878-1927), Ладыженский Г. А. (1853-1916), Шлеин Н. П. (1873-1952), Честняков Е. В. (1874-1961). Здесь родился (1962) художник Алексей Николаевич Семенов, поэтому его звучный, красивый, с привкусом языческой Руси, псевдоним "Кострома" не случаен.
В 1975 г. будущий Кострома переехал в Ленинград. Учился в художественной (средней) школе им. Иогансона. Окончил (1989) факультет живописи Института им. Репина. В 2003 г. перебрался на ПМЖ в Берлин. Член Союзов художников России и Германии.
Кострома активный участник выставок современного искусства в России и Европе. Без сомнения, в нем есть "искра божья", но, отслеживая его творческий путь, встаёт вопрос: гений он или сумасшедший? Хотя, по мнению психологов, все гении чуть-чуть не в себе. Человек, изучавший живопись и иконопись, пошёл путем скандального авангарда века ушедшего. Его любимые материалы: белые перья, цифры, скорлупа, полиэтилен.
Солнце, дождь и точка
Художник занимается научной деятельностью, пишет теоретические труды. С 1997 г. ведёт наблюдение за солнцем. Его интересует спиральное развитие цвета. Параллельно изучает физическую закономерность падения капель дождя. Всё проходит под патронажем РАН.
В стиле минимализма Алексей создал цикл работ "Черная точка". Если точка Кандинского – элемент композиции, форма на плоскости, то точка Костромы – мировоззрение. В 2017 г. он определился: точка – конец всему и, одновременно, всему же начало.
"Оперение" и "яйцо" Петербурга
Фирменный метод творчества Костромы –" оперение" – "одевание" в перья произведений искусства мирового значения. Копия загадочной "Мона Лизы" Леонардо да Винчи (1452-1519) получила подобие "перьевого манто", плюс перо на подбородок и два на брови. "Оперился" Медный всадник, к счастью, макет, пушка Петропавловки, шхуна Петра I, "Черный квадрат" К. Малевича (1879-1935), "Туалет" Ильи Кабакова (1933). Не избежали участи европейцы: Марсель Дюшан (1887-1968), Энди Уорхол (1928-87)
Вместе с Надеждой Букреевой Кострома создаёт (1991) арт-группу "Тут-и-Там". В рамках эпатажного проекта "Инвентаризация" она помогает ему провести нумерацию всего что попадёт на глаза: камней, листьев, деревьев, дождевых капель. В зоне внимания оказалась дымоходная труба аптеки Вильгельма Пеля на Васильевском острове. Так называемая, Башня Грифонов, где, по преданию, спрятана формула счастья. Кострома оцифровал все кирпичи 11-метровой трубы. Установил (1994), в преддверии Дня солидарности и Пасхи, картонное гнездо. В него поместил яйцо гигантских размеров, как символ единения пролетариата. Яйцо несколько раз сбрасывали. "Тут-и-там" терпеливо устанавливали его обратно. Акция была протестом: башня не включена в реестр памятников старины. Труд не пропал даром. Яйцо исчезло с концами, а башня ныне охраняемый государством объект.
Тлен и органический мир
Переехавшая на "Винзавод" галерея Марины Печерской (коллекционер и куратор) стартовала выставкой Костромы. Автор показал зрелищные инсталляции "UNO" и "Узел", ранее представленные в "Гараже". Первая – огромный шар, обклеенный пластиковыми пакетами. Он приводился в движение потоком воздуха, пакеты трепетали. Вторая – развевающееся и скручивающееся тем же воздухом полиэтиленовое нутро. По мнению автора, работы должны напомнить человеку о тленности жизни.
Последние годы Кострома сосредоточился на теме органического мира. Органика – философия, принципиально новое познание биологического начала. Её основа — знание закономерностей окружающей среды – органическая картина мира, где человек и мир едины. В познанной реальности обретается смысл. Путь накопления смыслов – бесконечен.
Главный вопрос органики: есть ли на свете то, что нельзя познать? Теория весьма туманна и малопонятна, как творчество Костромы. Слегка перефразируя Кандинского, можно сказать: "Искусство – вещь в себе. Понять художника – величайшее зло". People хавает – вот и вся органика.