Попков Виктор Ефимович (художник) - краткая биография


Художник Виктор Попков – последователь традиции русского реализма. Он был художником-философом и обычные бытовые факты человеческой жизни умел показать как символ бытия.

Его манера живописи отличается своеобразием: он часто использовал иконописные приёмы, фигуры на его картинах порой угловаты, но зрителям картины этого художника всегда сообщали что-то новое, неожиданное в простом и обыденном. Он умел посмотреть свежим взглядом на привычную жизненную ситуацию и помочь увидеть это другим.  


Биография

Жизнь этого замечательного художника была тяжёлой, а смерть – трагичной и нелепой.

Виктор Ефимович Попков (1932-1974) родился в многодетной крестьянской семье в Смоленской области. Через некоторое время семья переехала в г. Мытищи Московской области.

В 1941 г. отец ушёл на фронт и в этом же году погиб. Мать одна вырастила четверых детей.

Способности к рисованию у мальчика проявились рано, и он самостоятельно записался в художественную школу. Уже в детстве он понял, в чём его истинное призвание.

В 1948 г. в Москве открылось Художественно-графическое педагогическое училище, и юноша стал его студентом. После окончания училища он поступил в Суриковский институт, но был зачислен на факультет графики, хотя мечтал о живописи. Во время учебы посетил многие «стройки века»: Братскую и Иркутскую ГЭС, целину Казахстана и др.

Подойдя с просьбой подвезти его, был убит выстрелом в упор шофёром инкассаторской машины.


Творчество

В историю российского искусства Виктор Попков вошёл стремительно и ярко, его творчество сразу заметили и оценили. Три дипломные работы художника сразу же приобрела Третьяковская галерея.

Для рубежа 1950-1960 гг. в реалистической советской живописи был характерен «суро́вый стиль», представителем которого стал в том числе и Виктор Попков. Суть этого стиля – в воспевании судеб современников, «героики трудовых будней». Технически он отличался обобщённостью и лаконичностью изображений, линейностью контуров фигур, большими плоскостями цвета. Пример – картина В. Попкова «Строители Братской ГЭС» (1960). 

Став одним из основоположников «сурового стиля», он одним из первых и покинул его – ему было тесно в его пределах. Но он не мог покинуть то «суровое» в отношении живописи время, и мужественно делал своё дело. В то время считалось, что живопись исчерпала себя. Началась эпоха инсталляций, авангардных акций, аукционов, пёстрой продукции «второго авангарда», перепевания чужих сюжетов, поиска смысла в бессмысленных изображениях и т.д. А Попков писал детей, старух, деревенских вдов, простых мужиков-работяг, обычных горожан. Это было искреннее творчество, но не модное в то время. Но В. Попков не стеснялся этого. В 1972 г. он создал картину «Шинель отца», затем «Мезенские вдовы», «Мать и сын», «Хороший человек была бабка Анисья» – это были настоящие шедевры. У него был свой герой – житель окраины, отец, муж, трудовой человек.


Заключение

Виктор Попков прожил всего 42 года, но многое успел. Он твёрдо шёл своим путём, развивая отечественное искусство, наполняя его метафоричностью, поэтичностью, условностью, жизненностью живописного языка.

За цикл картин «Размышления о жизни» В.Е. Попков посмертно удостоен Государственной премии СССР.

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация