Символизм в живописи - кратко
Символизм как один из стилей художественной культуры зародился Европе в конце XIX – начале XX столетия. Своих полотна художники-символисты наделяют особым философским смыслом, используя аллегорию, мистические образы, и даже шифровки. Мастера, работающие в этом направлении, противопоставляют реальному миру страну своих фантазий и видений, сосредоточившись на недосказанности и самоанализе. Художники пытаются перейти тонкую грань, отделяющую действительность от «потустороннего», отвергают традиционное реалистичное толкование вещей и событий. Чтобы уловить суть сюжета и правильно понять авторский замысел, зритель должен отказаться от шаблонного мышления.
Краткая история развития направления
Истоки символизма следует искать в глубине веков. Таинственные символы и знаки можно встретить на древнеегипетских и вавилонских монументальных сооружениях, а позднее их использовали художники Античности.
Яркое проявление символизм нашел в произведениях христианских мастеров. Глубинный смысл, которым наполнены древние иконы, отображен с помощью разнообразной символики. Это прежде всего нимбы над головами святых, священные книги, кресты и ключи от райских врат у них в руках, а также чаши, пальмовые ветви, голуби.
Мастера эпохи Возрождения, использовавшие в основном сюжеты религиозной и мифологической тематики, очень часто изображали некие таинственные знаки. Гениальный голландский символист Иероним Босх в своих аллегориях ушел далеко вперед от современников. Споры по поводу толкования его сюжетов не утихают по сей день.
Большой вклад в развитие символизма внесли голландские мастера натюрморта Хармен Стенвейк, Давид Байи, Ян Давидас де Хема. Они изображали такие мистические атрибуты как черепа, сгоревшие свечи, завядшие цветы и т. п. Эти предметы призваны были символизировать бренность всего сущего.
К концу XVIII в. характерные черты символизма появляются в произведениях пейзажной живописи. Наиболее полно эта тенденция выразилась в картинах немецкого мастера Каспара Давида Фридриха. Его символика легко воспринималась зрителями и была понятна всем, так несет в себе лучшие черты европейского романтизма.
Именно на почве символизма возрос и развился романтизм как особое направление в искусстве. Для обоих течений характерно обращение к высокому духовному началу. Только представители романтизма искали истоки всего сущего во внутреннем мире человека, а символисты принимали за абсолют некое Бытие. Чтобы как-то объединить реальный и потусторонний миры, символисты пользовались намеками, иносказаниями, таинственными знаками и всем, что относится к эзотерике и мистике.
Автором термина «символизм» считается Жан Мореас – французский поэт. Именно он в 1886 году обозначил этим словом новое течение в искусстве.
Проявления символизма в произведениях живописцев
Для полотен символистов характерны общие черты:
- сюжет, основанный на упаднических настроениях;
- поклонение идеальному и недостижимому;
- культ тайны и возвышенной красоты;
- отвержение буржуазной действительности;
- использование символа как единственного инструмента для выражения своей идеи.
Символизм способствовал развитию таких позднейших направлений как экспрессионизм, сюрреализм и модерн.
Гениальные художники-символисты
В список знаменитых мастеров символизма можно включить прежде всего:
- Гюстава Моро (Франция);
- Пьера Сесиля Пюви де Шаванна (Франция);
- Джорджа Фредерика Уоттса (Британия);
- Фернана Кнопфа (Бельгия);
- Михаила Врубеля (Россия);
- Джованни Сегантини (Италия);
- Арнольда Беклина (Швейцария)4
- Эдварда Мунка (Норвегия);
- Альфреда Кубина (Австрия).
Символизм оставил яркий след в развитии мировой культуры. Полотна художников-символистов выставляются в лучших галереях мира и пользуются огромным спросом на аукционах.