Дадаизм в живописи - кратко
Дада – антидада
Дадаизм (1916-1923) – непонятный, малознакомый современнику авангард в искусстве начала XX в. Термин появился с лёгкой руки поэтов Хуго Балля (1886-1927) и Тристана Тцара (1896-1963). Основа – слово "дада" – имеет в языках мира различное значение: от двойного утверждения в русском до названия детской игрушки во французском. Точного определения не существует.
Архитектор Йоханнес Баадер (1875-1955) говорил: "Что такое "дада" знает Верховный дада. Но вряд ли скажет". Дада-антидада – не противоположности, а абсурд: то чего нет, но оно есть.
Движение зародилось в разгар Великой (Мировой) войны (1914-18). Нейтральная Швейцария оказалась самой безопасной страной Европы. Пацифистски-нигилистично настроенные художники, литераторы, музыканты, не желавшие сидеть в окопах, посчитали Цюрих лучшим местом для творчества, сгруппировавшись вокруг немца Хуго Балля. Балль арендовал на улице Шпигельгасе пивную "Вольтер", превратив её в кабаре – штаб-квартиру творческой эмиграции. Вопросами организации собраний богемы занялся румынский еврей Тристан Тцара (Самюэль Розеншток).
Свободные разрушители
Дадаистам было чуждо понятие "патриотизм", они не испытывали почтения к монархам своих держав. По политическим убеждениям были близки к анархистам и коммунистам. С началом войны к ним пришло своеобразное понимание: причина несчастий – логика и рационализм. Мир, где идет война – омерзителен. Омерзительно искусство, существующее в таком мире. Как европейские владетели развязали кровавую бойню, так дадаисты взяли на себя смелость уничтожить вековые ценности и традиции культуры, создать новое – иррациональное (противоположное) искусство. При чем во всех его областях: живописи, литературе, кинематографе, драматургии.
Основной постулат дада – антиискусство, антиобщество. Движение не имело ни программы действий, ни правил. Тцара и Балль признавали: у них нет авторитетов, они свободные разрушители идеологии, морали, традиционного искусства.
Круглосуточные дада-вечеринки с дисгармонической музыкой, чтением бессмысленных стихов, недвумысленные танцы, нелепые одеяния выступающих сопровождались обильными возлияниями, напоминали шабаш нечистой силы и заканчивались появлением полиции.
Балерина на лайнере
Во главу творчества дадаисты поставили абсурд и антихудожественность. Фундамент – примитивизм. Метод выражения идей – коллаж (апликация) – толстый картон, фанера, холст. На них в хаотичном порядке клеили все что попадется под руку: клочки бымаги, пуговицы, осколки стекла и прочую дрянь.
Дадаизму характерны три типа коллажей.
Цурихский. Случайный – произвольная комбинация различных элементов. Ганс Арп (1886-1966) рассыпал четырехугольники на картоне и приклеивал их в том порядке, как они легли.
Берлинский. Политический, агитационный. Художники в зрительной форме выражали запрещённое цензурой. Использовали фотографии, называли себя фотомонтажниками, отождествляясь с пролетариатом.
Кёльнский и Ганноверский. Мастер граттажа и фроттажа Макс (1891-1976) Эрнст и использующий бытовой мусор Курт Швиттерс (1877-1948) рассматривали коллаж, как поэзию. Они сочетали абсолютно несочетаемое, полагая что в момент соединения возгорается поэтический пламень.
Зрителю нужно обладать нестандартным, в некотором роде, извращенным мышлением, что бы уловить мысль мастера. Не просто отыскать в работе разнопланового и изменчивого художника Франсиса Пикабиа (1879-1953) "Балерина на океанском лайнере" – балерину, корабль и океан. Писатель Рихард Хюльзенбек (1892-1974) утверждал: "Дада нельзя понять, его надо пережить". Правда, не уточнил как именно.
Шуты и безделушки
Под крышей "Вольтера" собирался богемный интернационал: люди разных творческих направлений, национальностей, конфессий, взглядов и вообще без них. Помимо богемы, приходили революционеры, жулики, психиатры, их пациенты, шпионы враждующих стран. Каждый считал себя гением, каждый был за себя. Вместе они – небожители, ежедневно возвращаемые на землю швейцарской фемидой.
В 1917 г. произошёл конфликт между Баллем и Тцарой. Первый считал: дада – старт нового, свободного от буржуазных предрассудков, мирового искусства. Второй – трибуна – с неё удобно плевать всем на головы и веселиться.
Балль разочаровался и покинул Цюрих. Генератором дада-идей стал Тцара.
Кончилась война. Отношения со швейцарским законом накалились до предела. Дада-актив потянулся по домам. Тцара отправился (1921) в Париж.
Мир изменился не настолько, как ожидали дадаисты. Движение могло развиваться параллельно традиционной живописи без претензии к доминированию. Французский период ознаменовал себя ещё большим эпатажем и агрессией, чем цурихский. Уставшая от войны Европа хотела вернуться к прежней довоенной жизни и не желала ломать головы над художественными извращениями адептов Тцара. Дадаистов называли "шутами", их творчество "безсмыслицей".
Движение разделилось на несколько крупных, практически независимых групп: французскую, три немецких и американскую.
Русские не идут
Отношение к дадаизму в России было неоднозначным. В стиле дада работали А. Моргунов (1884-1935), А. Родченко (1891-1956), О. Розанова (1886-1918), К. Малевич (1879-1935) и др. В. Кандинский (1866-1944) даже выступал в "Вольтере". Литератор И. Зданевич (1894-1975) соглашался с дадаистами, что искусство мертво, одновременно, называя их "пирующими червями".
Немецкие художники с особым интересом наблюдали за русскими коллегами. Ведь Россия – страна, где всегда случается что-то неординарное. Любитель мистики И. Баадер даже приписал основание дада большевикам: Л. Д. Троцкому (1879-1940) и В. И. Ленину (1870-1924).
Но крупного творческого объединения дадаистов в России не получилось. Сказались революция, давние трения между русской и европейской школами живописи. Советскому правительству без идейного авангарда было не нужно.
Летом 1923 г. Тцара перессорился с единомышленниками и объявил о смерти дада. На его осколках Анри Бретон (1896-1966) основал новое направление – сюр. "Дада сожрал сюрреализм", – провозгласил Ганс Рихтер (1888-1976). Немецкий дадаизм слился с экспрессионизмом, французский – сюрреализмом. Часть русских художников эмигрировала, часть занялась востребованным в СССР конструктивизмом, затем – соцреализмом.
Дада оказался слишком легкомысленным, чтоб захватить мир. Путь к желаемому, опирающийся на скандалы, эпатаж, гротеск, был изначально ошибочным.