Декоративная живопись - кратко


Декоративная живопись (лат. decoro – украшать, преобразовывать) – это украшение поверхностей стен, мебели, деталей интерьера и всевозможных предметов рисунками или изображениями различной тематики. Декоративную живопись относят к искусству декоративно-прикладного характера.


Формирование жанра

Как жанр – эта форма живописи возникла ещё в эпоху Древнего Египта и её относили к элементам архитектуры. Объясняется это тем, что рисунки или изображения выполнялись на стенах и служили украшением жилища.  Разрисовывались как внутренние поверхности, так и наружные стены, обычно лицевая (парадная) сторона дома. Стремление сделать жильё ярким и нарядным диктовало необходимость использовать броские формы. Главенствовала визуальная вычурность рисунка, основу которого составляли геометрические фигуры. Особое предпочтение отдавалось различным кругам. Комбинации фигур различных форм от прямых линий до конусовидных трапеций или более сложных элементов позволяли добиваться интересных решений, создать оригинальный орнамент или рисунок на поверхности стен.


Особенности декоративной живописи

Все картины этого жанра по особенностям композиции делятся на два абсолютно разных типа работ:

  1. в первом случае, художник сосредотачивает всё внимание зрителя на одной конкретной детали, фигуре или предмете. Этот объект является доминирующим, остальные его лишь дополняют. Композиционное решение таково, что художник словно принуждает фокусировать взгляд на предлагаемой им точке картины;
  2. во втором типе работ центр внимания отсутствует, нет доминанты. Все присутствующие на картине объекты органично взаимосвязаны, взгляд зрителя не способен долго задерживаться на одном композиционном предмете. Он словно скользит с одного элемента холста на другой, формируя общее впечатление. 


Трансформация жанра в среднюю эпоху

Средневековье заставило живописцев изменить взгляд на декоративное искусство. Причиной стало отсутствие массовых заказов на декорирование домов, а единичные приглашения не могли обеспечить художникам, работающим в этом жанре, достойного существования. 

Выход нашли в перенесении декоративной живописи на холст. Теперь это направление искусства обрело новую жизнь, а содержание картин стало шире. Появились яркие вычурные изображения, холст стали наполнять всевозможными геометрическими фигурами. 

Уход от декоративной росписи стен стимулировал появление новых экспериментальных направлений в творчестве живописцев.Многие из экспериментальных форм в последующие годы развития изобразительного искусства стали подвидами декоративного жанра. Наиболее известны кубизм и факсидовские линии. В основе первого заложена идея разложения трёхмерного объекта на элементарные фигуры, а затем новое его воссоздание, но уже в двухмерном пространстве с одновременным изображением обеих сторон предмета. Истоки этого подвида декоративной живописи находят в творчестве французского живописца Поля Сезанна, а само возникновение этого направления приписывают Пабло Пикассо. 

Факсидовские линии представляют подвид, где за основу картины берут частично резаные геометрические формы, но не доведённые до конца. 


 

Декоративная живопись сегодня

В настоящее время этот жанр продолжает активно развиваться и трансформироваться. Модные резаные линии давно опробованы. Сегодня художники экспериментируют с другими формами. Изучаются новые возможности, идут опыты со светом, а не только многообразием геометрических фигур. 

Современному зрителю не всегда подвластно понимание творческих замыслов автора той или работы, но поиски новых решений не останавливаются ни на минуту. Окончательный сценарий развития этого направления живописи предсказать пока никто не может.


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация