Импрессионизм в живописи - кратко
В 1863 г. в Париже на знаменитом Салоне были представлены полотна группы художников, вызвавшие бурное негодование публики. Авторов картин упрекали в неумении рисовать и правильно подбирать цвета. Вблизи эти изображения выглядели как хаотичные разноцветные мазки. Посетители Салона не сразу заметили льющийся с полотен свежий воздух, обилие красок, волшебство солнечных бликов, бьющую ключом жизнь их современника.
Импрессионизм
Слово «импрессионизм» появилось с лёгкой руки одного из критиков, увидевшего и не понявшего картину Клода Моне « Впечатление. Восходящее солнце». Он окрестил в насмешку всех участников группы импрессионистами (фр. Impression - впечатление).
Группа объединила художников-новаторов:
- Эдуарда Мане;
- Клода Оскара Моне;
- Камиля Писсарро;
- Пьера Огюста Ренуара;
- Альфреда Сислея;
- Эдгара Дега.
Их объединяло то, что они писали с натуры на природе (пленэре), а не в мастерской. Благодаря такому приёму импрессионисты могли уловить малейшее изменение света, движение воздуха и теней, отражения на поверхности предметов.
Каждый из них выбрал для себя тему по душе.
Эдуард Мане
На Салоне 1863 г особенно выделялась картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве», которую критики в один голос назвали неприличной, а публика подняла на смех. Ещё большее негодование вызвала, выставленная через два года «Олимпия». Парижская публика даже не заметила, сквозившие в полотнах мотивы мировых шедевров: Джордоне «Сельский концерт» и Тициана «Венера Урбинская».
Именно этот незаурядный художник стал идейным вдохновителем импрессионистов. Мане прошёл серьёзную академическую школу, писал копии с картин Тициана, Веласкеса.
Главной темой полотен художника стал человек, его чувства и настроение. Его работы на пленэре пронизанные светом и играющие разноцветными бликами, непонятые вначале, стали шедеврами мировой живописи. Это:
- «Флейтист»;
- «Балкон»;
- «Бар в Фоли Бержер»;
- «Лола из Валенсии».
Клод Моне
Любимой темой импрессиониста Клода Моне было изображение одного и того же пейзажа при разном освещении. Его творчество насчитывает целые серии пейзажей:
- «Стог сена в Живерни»;
- «Руанский собор»;
- «Кувшинки»;
- «Вокзал Сен-Лазар».
Клод Моне пытался донести до зрителя изменчивую игру света в разное время суток.
Огюст Ренуар
Этот художник работал в жанре портрета. Ему удавалось живо передать настроение людей изображённых на полотне. Особенно удачно он передавал солнечные блики и необычные сочетания цветов. На полотнах Ренуара изображены его друзья, родственники, знакомые и он сам. Его подлинные шедевры: «Качели», «Бал в Мулен де ла Галетт», «Портрет актрисы Жанны Самари».
Камиль Писсарро
Художник прославился как певец Парижа. На его картинах во всей своей красе предстаёт столица Франции: цветные огни, бульвары, улицы, люди, экипажи. Он тоже создавал серии полотен. В его коллекции 15 видов бульвара Монмарт, 6 видов Оперного проезда. Он единственный из импрессионистов, писавший картины не на пленэре. Свои шедевры, он писал, наблюдая вид из окна.
Альфред Сислей
Художник так же, как и Писсарро писал пейзажи. Однако в его творчестве нашли место небольшие провинциальные городки и предместья Парижа с небольшими уютными домиками. Картины Сислей начинал писать с неба, поэтому линия слияния его с землёй, в работах художника почти незаметна.
Эдгар Дега
Он был непревзойдённым мастером рисунка, который безошибочно схватывал облик моделей. Маэстро писал цветными карандашами (пастелью). Пастель лучше передаёт вибрацию цвета, и кажется бархатистой.
Появившийся в XIX в. во Франции, импрессионизм постепенно охватил и другие страны: Германию, Америку, Россию. Самыми известными импрессионистами в России были: Игорь Грабарь и Константин Коровин.
Винсент Ван Гог великий голландский художник постимпрессионист.