Классицизм в живописи - кратко


Каждый стиль в искусстве по-своему уникален и неповторим. Стиль – это мода на образы и элементы. Часто вдохновения, приемы и образы художники придумывают не сами, а возвращаются к давно забытым страницам истории, переосмысливая их. Так было и с классицизмом. Что это был за стиль, какие его особенности и какой след он оставил в истории мировой живописи? Давайте разбираться.


Суть классицизма

Интерес к античности возник еще в период эпохи Ренессанса. Но тогда основной фукус был на человеке, его качествах и пороках. С появлением Просвещения возникла необходимость в рациональном осмыслении не только настоящего, но и прошлого. В культуре пытаются найти законы, многие ее направления становятся отдельными профессиями. Возникают учебные заведения, где готовят художников и скульпторов. Вместе с тем, развивается теория живописи, где ученые пытаются вникнуть в теоретические основы стилей предыдущих эпох. Такому же анализу подвергается культура Античности.

Именно в Древней Греции и Риме классицизм находит для себя главные эталоны культуры. Ведь само слово «classis» с латыни означало «порядок». Именно в античные времена делали скульптуры по всем законом жанра, а архитектура с симметрией, четкими пропорциями и монументальными колонами были образом порядка. Природная гармония и порядок становятся главными критериями красоты. А поскольку во времена Античности культура служила элите, то и классицизм становится культурой социальных элит


История классицизма

Классицизм обычно разделяют на следующие периоды:

  • Римский XVI века. Когда под влиянием Ренессанса итальянские художники стали изображать античную архитектуру на своих картинах. Позже мода на изображение всего греческого или римского охватила весь континент.
  • Французский XVIІ века. Абсолютизм Бурбонов быстро понял, что стиль может идеально служить для возвеличивания династии и страны. Франция стала законодателем мод в Европе. Кстати, именно тогда возникла мода на огромные садово-парковые комплексы. Сначала их строили короли, а затем им подражали дворяне. Версаль под Парижем задал тон архитектуре на несколько столетий. 
  • Неоклассицизм XVIII века. Именно тут возникла идея еще большей рационализировать и упорядочить искусство. 
  • Русский (екатерининский) классицизм. Когда в Европе начался закат стиль, в России пришла его популярность. Именно во времена Екатерины Великой стиль вошел в моду и повседневную жизнь русских дворян и был популярен до середины XIX века. Больше был представлен в моде и архитектуре, чем в живописи. В последней классицизм быстро вошел в союз с романтизмом (яркий пример – Карл Брюллов). 

Стоит однако заметить, что не всюду в Европе прижился классицизм. В Британии он очень быстро перешел в нужный академизм на страницах учебников по теории и истории живописи и архитектуры, а в повседневную жизнь не особо вошел. 


Классицизм и живопись

Живопись в основном выражалась в исторической (античной), мифологической, аллегорической и портретной тематике. Приведу несколько примеров:

  • Жак Луи Давид – «Похищение сабинянок», «Конный портрет Станислава Потоцкого», «Клятва Горациев». 
  • Жан-Огюст-Доминик Энгр – «Большая одалиска», «Юпитер и Тетис».
  • Джованни Баттиста Лампи – «Портрет Иосифа II».
  • Джованни Баттиста Пиранези.
  • Томас Гейнсборо – «Портрет Джорджианы».
  • Марчелло Баччарелли.

Ключевые элементы классицизма в живописи:

  • Статический стиль, на основе вертикальных макетов. 
  • Четкий контур. 
  • Холодный колорит. 
  • Мягкая светотень. 
  • Гладкая текстура. 
  • Возвышенность и элитарность.

В России благодаря популярности классицизма появилась Петербургская академия искусств и со временем искусство стало массовым и более открытым. Среди русских художников в этом стиле стоит выделить:

Федор Рокотов – «Портрет Екатерины» (1763).

Владимир Боровиковский – «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (1794).

Орест Кипренский – «Юпитер и Меркурий» (1802).  

Классицизм в живописи был доминирующим стилем на протяжении нескольких столетий. В России стиль был очень популярен в конце 18-начале 19 века, но вот живописи он представлен достаточно слабо. Именно благодаря классицизму в живопись пришли нормы, каноны, появилась теория искусства. Античные символы и образы получили второе дыхание, а греческая строгость, симметрия и пропорции стали основой в новом, упорядоченном искусстве классицизма. 



 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация