Конструктивизм в живописи - кратко. Революционный авангард.


Искусство пролетариата 

Конструктивизм – авангардное направление в искусстве начала XX в. Поэт В. Маяковский (1893-1930) радовался: течение, как пролетарское искусство, родилось в России, а не Франции. Оно пришлось к стати молодой советской республике. Революция отвергла буржуазное мировоззрение во всех его проявлениях и нуждалась в новом творчестве. Критик К. Зелинский (1896-1970) писал, что конструктивизм – новая культура, сменившая нигилистический бездуховный футуризм (лат. – будущее – эмоциональное выражение динамики, преобладание мелькающих форм, зигзаги, спирали, дробление фигур на фрагменты).  

В условиях острого дефицита материалов, краски стиль оказался очень экономным. Для создания произведений художникам было достаточно двух-трех цветов. Вынужденный лаконизм приветствовался властью, поэтому конструктивизм скорее не искусство, а идеология, направленная на построение социалистического общества. Его основная цель – через полотна и плакаты показать динамизм современной жизни, отразить материальные и коммунистические ценности.   

Конструктивисты приравнивались к пролетариату. Их задача, посредством искусства, как можно быстрей привести отсталый рабочий класс к современной технике и культуре


 

Строительный и индустриальный

Отцом русского авангарда считают художника-конструктора Владимира (1885-1953) Татлина, поклонника кубизма (изображение объекта одновременно с разных сторон) Пабло (1881-1973) Пикассо. С татлинских объемно-пространственных абстракций из промышленных материалов (тектоника) и начался конструктивизм (лат. – построение). Термир придумали (1920) братья-художники Наум (1890-1977) Габо и Антуан Певзнер (1884-1962). Официально закрепил (1922) искусствовед Алексей Ган (1887-1942). 

На конструктивизм оказали влияние все авангардные течения эпохи: кубизм, футуризм, супрематизм (лат. – наивысший –геометрические формы: четырехугольники, линии, круги, отражающие бесконечность) и прочие. Главное отличие от "измов" : функциональность изображения с отсутствием намёка на декор. Искусство приняло форму производственного. Конструктивизм, своего рода, ответ на развитие научных и технологических процессов. 

Коструктивисты разрабатывали орнамент для тканей. Рисунки – советские символы, геометрические фигуры – В. Степановой (1894-1958) и Л. Поповой (1889-1924) стали первой советской модой

Татлин создавал эскизы бытовых вещей, но ни один из проектов не осуществился. Его работы, соответствуя требованиям авангарда, выходили за рамки утилитаризма (лат. – польза). Это были идеи-утопии, не имеющие практического применения.  


 

 Рекламные конструкторы

 Наиболее ярко философия конструктивизма отразилась в наглядной агитации. Композиция плакатов строилась по канонам вертикального и горизонтального развития пространства. Главным шрифтом стал рубленный без засечек шрифт. Буквы и слова текста в плакате, рекламе несли не просто информацию. Они издали бросались в глаза, заставляя проявить интерес заранее.  

 Конструктивисты оформляли театральные афиши, пропагандировали кино, печатную продукцию.  Часто использовали лубок, как более понятное малограмотным массам изображение. Слабо развитая промышленность поставляла недостаточное количество товаров, но то что поставлялось – широко рекламировалось. При чем вся реклама имела политическую подоплеку


 

 Проун вращается

 Художник и архитектор Эль Лисицкий (1890-1941) – экспериментатор конструктивизма и большой оригинал. Он экспериментировал даже со своим именем: превратил библейского "Лазаря" в легкомысленного "Эля". 

 Автор акронима "проун". Неологизм – аббревиатура фразы "про утверждение нового искусства". Лисицкий говорил, что проун – промежуточный пункт между живописью и архитектурой, которой конструктивизм более близок. На берлинской выставке (1923) он смешал конструктивизм с супрематизмом К. Малевича (1879-1935) и контррельефом (трёхмерные композиции на плоской поверхности) Татлина. Динамичная конструкция как бы парила в воздухе, не имея верха и низа. В пространственном аттракционе "Комната проунов" он применил световые и оптические эффекты. Для полного восприятия его объёмных конструкций требовался обход, т. к. с одного ракурса они не воспринимались. Важный аспект его творчества – осязание: обязательное трогание материала. 

 

 

Победа соцреализма 

Причиной раскола конструктивизма стал конфликт на почве идеологии. Одни считали, что искусство должно быть вне политики и рассматривали авангард, как что-то близкое к абстракционизму (лат. – удаление – работа с первичными элементами живописи для создания у зрителя определённых эмоций). Настроенные более радикально, утверждали: искусство обязано влиять на общество и тяготели к прикладному конструктивизму, где на первом месте простота, практичность, полезность. 

К концу 1920-х советская власть окрепла. Принципы конструктивизма морально устарели. Стране требовалось новое, более реалистичное и понятное искусство. Им стал социалистический реализм. Выбор у авангардистов был не велик: либо оставить творчество, либо стать соцреалистами. 

Конструктивизм "эмигрировал" в Европу. Пересёк Атлантический и Индийский океаны, обосновавшись в Америке и Австралии. За рубежом, утратив идеологию, он стал основой других авангардистских направлений, но более тяготел к архитектуре.  

Голландский абстракционист Пит (1872-1944) Мондриан отметил архитектурность живописи. Он говорил, что в скором времени она исчезнет. Её сменит чистая архитектура


 

 

 


 


  


 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация