Космизм в живописи - кратко
Космизм это жанр в искусстве, появившийся в XX веке. Он был основан в то время, когда человечество стало воспринимать космос как философско-мистическое течение на фоне раздумий о первых полетах и масштабного изучения Вселенной. Космизм нашёл своё место и в художестве. Его последователи воплощали идеи о безразмерном объеме космоса, а человека представляли его неотъемлемой частью.
Философско-эстетический смысл направления нашёл особое место в России. Он активно распространялся по стране с начала XX века до 1935-х годов. Причиной остановки развития стали проводимые репрессии и законы власти.
Космизм русского направления
Данный художественный жанр на территории России был многогранным направлением. Его использовали в своих работах люди, поддерживающие эзотерические и мистические взгляды, а так же технологические. Вторые полноценно отражали желания человечества отправиться в космос, начать его освоение. Поэтому он постепенно стал переплетаться с супрематизмом как одной из распространённых видов авангарда. Его ярким представителем был Казимир Малевич. Художник видел в супрематическом космизме особую модель Вселенной. Его картины строились на 4 важных принципах:
• игнорирование горизонта и всякого рода перспектив;
• ритмичность изображения;
• полная невесомость;
• идеальная геометрия.
Позднее, благодаря работам последователей Малевича, космизм обрёл свою характерную синюю окраску.
Эзотерический дух космизма
Не все художники жанра связывали стиль с технологиями и изучением космоса. Николай Рерих и его последователи приписывали ему эзотерическое значение, нечто мистическое, выражающееся в соединении человеческой души со Вселенной. На фоне развития этой идеи появились объединения «Космисты» и «Ростки бессмертия».
Поклонники эзотерической составляющей жанра в своих работах старались передать тайны появления мира, души и космоса. Они переворачивали привычные мнения о космосе и показывали его безграничность. Поэтому использование синего цвета на полотнах стало своего рода философией, способом прикоснуться к тайне.
Организация «Ростки бессмертия» была создана в 1923 году и имела весьма впечатляющий успех. Художники выставлялись в американских галереях, знакомили со своим творчеством европейцев. Но в 1930-х годах репрессии и власти запретили использовать космизм в художестве, диктуя свой жанр социалистического реализма. Некоторые художники ушли в оппозицию, другие отказались от жанра в страхе за свою жизнь, третьи были арестованы.
Возобновление жанра
Только в конце 1980-х годов космизм вновь стал возрождаться. Были сняты ограничения в творчестве художников и тема снова заиграла новыми открытиями. Однако всепоглощающей популярности она не обрела. С конца 1990-х московский музей имени Николая Рериха открыл свои залы для выставок художников-космистов. Культурно-духовное пространство ожило с возрождением этого жанра. Многие деятели культуры отмечали, что современные творцы существенно отличаются друг от друга идеями, мастерством и внутренней духовностью. Но при этом художники объединены огромной любовью к бесконечной Вселенной и ее красоте, идеями донести до своего зрителя тонкость материи космоса и место человека в ней.
Официально наука искусствоведение не ставит жанр космизм в число известных и популярных. Но художники, приверженцы стилистики, искренне заслужили любовь общества и признание, проведя большое количество выставок, где зрители выражали своё восхищение уникальностью картин. Творцы удивительным образом передают то, что носит звание нематериального, предлагая коснуться его.