Маньеризм в живописи - кратко


Название “маньеризм” произошло от manierismo (манера, вычурность). Этим термином принято называть стиль в изобразительном искусстве и архитектуре, ставший символическим переходным мостом от Возрождения к Барокко.


Понятие стиля и основные характеристики

В первой половине XVI века, с началом угасания эпохи Возрождения на смену ренессансной гармонии духовного и телесного начал в живописи приходит новое течение — маньеризм. Его характеризует идея спиритуализма, философского направления, выдвигающему в качестве начала не материю, а духовность. 

Сформировавшись в Италии стиль, который некоторые исследователи не считают художественной концепцией, он нашел распространение сначала во Франции, затем в Северной Европе. 

Развитию течения предшествовал общественно-политический кризис на этапе заката эпохи Возрождения на фоне религиозных войн. Отправной точкой стало разграбление Рима в 1527 году. Художники, оставшиеся в живых после нападения ландскнехтов, вынуждены были обратиться в бегство. В период всеобщей растерянности и неопределенности в своих работах они использовали приемы, перенятые от мастеров Высокого Возрождения, не ставив целью поиск новых путей.

Новаторы стиля отвергают упорядоченность мира и рациональность в искусстве. Особое влияние на перемены оказали и научные открытия, утверждающие теорию Солнечной системы. Предположение о том, что Земля круглая, а центром является Солнце, разрушило представление о главенствующем положении Европы. Путешествия Колумба и Магеллана подтвердили, что планета не является плоской, и не стоит “на трех китах”.

 

У стиля маньеризм несколько отличительных особенностей:

  1. Костюмы персонажей выполнены в экзотической форме;
  2. Немотивированность движений (удлиненные фигуры, змеевидные линии, порой деформирующие тело);
  3. Неестественные жесты;
  4. Контрастность и насыщенность цветов.

Для полотен, выполненных в данной манере, характерны разномасштабность, усиленная перспектива, причудливые эффекты и “взвинченность” линий. 


Формирование направления

Стиль формировался в два этапа:

  1. 1520 – 1535 годы. Ранний период, получивший название в истории “антиренессансный” или “антиклассический”. Произошел уход от стандартных канонов изображения человеческого тела и пердметов, сформировалось новое видение. На смену материальному началу в изобразительном искусстве постепенно приходит духовное (согласно учению спиритуализм).
  2. 1535 – 1580 годы. Высокий этап развития. Характеризуется интеллектуальным подходом. Запутанный и глубокий в отличие от раннего.

Известно, что в предшествующем стиле Высокого Возрождения кисти мастеров передавали изображение реалистично, максимально приближая к натуральным. Отказ от тождества с природой человека и явлений стало первым шагом к развитию течения маньеризм.

Картины этого направления в живописи отличаются “искусственностью”, где на первый план выходит не сходство, а идея, заключенная в духовности и символичности. Яркие краски, непривычная для глаз перспектива и необычное освещение, эмоциональность и динамичность полотен, непропорциональность тел и несбалансированность в построении композиции, — все это характерные признаки маньеризма.


Представители стиля

В своих работах мастера живописи выделяли индивидуальность передачи идеи, видение и понимание скрытого смысла вещей и событий, символичности, как противодействия гармонии и равновесию. Если в эпоху Возрождения полотна характеризовались симметричным построением, то в эпоху маньеризма на первый план вышла асимметрия. Пространство теряет глубину и структурный порядок.

В данном стиле работали известные мастера живописи: Микеланджело, Корреджо (известный картинами на религиозную тематику), Пармиджанино и Аньоло Бронзило (портретисты), Джорджо Вазари, Эль Греко, Тинторетто, Якопо Бассано, Джузеппо Арчинбольдо.


  

  

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация