Натюрморт жанр живописи - кратко
Натюрморт – один из жанров живописи, посвящённый изображению неодушевлённых объектов.
Но самостоятельным жанром он стал только в XVII в., а до этого считался вспомогательным, помогая украшать содержание картин других жанров. Натюрмортные мотивы включались в сюжет картин уже в Древнем Египте. А в эпоху Раннего Возрождения вновь возрастает интерес к вещественному миру.
Самостоятельность этот жанр обрёл в Италии в XVII в. благодаря развитию принципов Караваджо: использование светотени, скульптурности формы и натурализма. Но наибольшим разнообразием форм натюрморт отличался в голландском искусстве XVII в.
Значение термина
C французского языка слово «натюрморт» переводится как «мёpтвaя пpиpодa» (nature morte). Предметом жанра становятся только неодушевлённые вещи: посуда, книги, скатерть, дичь. Если это овощи или фрукты, то они обязательно должны быть срезаны – так же, как и цветы. Живые растения в природе – это уже пейзаж.
Любые неодушевлённые предметы могут стать темой для натюрморта при условии, что это не документальное, а художественное изображение. Создавая натюрморт, художник сознательно группирует предметы по своему замыслу.
Иногда натюрморт может нести в себе какую-то скрытую аллегорию (иносказание) – вещи превращаются в символы и несут в себе определённую идею, чаще всего философскую.
Виды натюрморта
Натюрморт – продуманная художником композиция, а не бессмысленное нагромождение различных предметов.
Ванитас
Ванитас – аллегорический натюрморт. Ванитас (vanitas)в переводе с латинского – «суета, тщеславие».
Главной отличительной деталью таких натюрмортов является изображение черепа, чтобы напомнить о том, что жизнь быстротечна, жизненные радости и удовольствия – тщетны и преходящи, а смерть – неизбежна. Рассматривая такой натюрморт, человек поневоле задумается о смысле своей жизни.
Термин «ванитас» заимствован из Библии: «Cуeтa cуeт, cκaзал Εκκлecиaст, cуeтa cуeт, – вcё cуeтa!».
Раздумья над смыслом и целью человеческого существования олицетворяют и другие предметы, изображённые в натюрмортах.
Нидерландский (голландский) натюрморт
Голландские художники видели особую, скрытую жизнь в неодушевлённых предметах, но она была тесно связана с жизнью людей, их бытом, интересами, привычками. Обычные люди этого не замечают, а художники видят мир не только глазами, но и чувствами, сердцем. И тогда созданный таким чутким художником натюрморт обостряет внимание, затрагивает чувства и пробуждает различные воспоминания или ассоциации.
Голландские мастера обладали острым чувством красоты, они видели её в любом жизненном явлении, даже самом будничном. Создателем фламандского натюрморта был Ф. Снейдерс,
Голландский натюрморт был тесно связан с религиозной и аллегорической живописью. Но в XVIII в., в искусстве рококо, эта связь была утеряна, большое распространение получили эффектные натюрморты с изображением экзотических вещей, предметов роскоши для украшения богатых интерьеров особняков.
Натюрморт цветочный
Этот вид натюрморта – самый распространённый. Именно цветочный натюрморт стал первым, выделившимся в отдельный жанр.
Голландия всегда славилась своими садами и цветочными полями. Цветочный натюрморт и должен был возникнуть там как естественное продолжение жизни страны.
Учёный натюрморт
Если натюрморт с цветами вызывает у зрителей эстетическое чувство, то учёный натюрморт побуждает к размышлениям по поводу изображённого. Это уже интеллектуальный труд, способствующий развитию кругозора, знаний. К этой категории натюрмортов относится и ванитас, но его тематика более узкая; в учёном натюрморте могут присутствовать книги, старинные рукописи, письменные принадлежности, музыкальный инструменты, посуда и т.д.
Русская натюрмортная живопись
В качестве самостоятельного жанра натюрморт в России стал популярен в начале XVIII в., но почти до конца XIX в. считался низшим жанром. Основной темой были только цветы, овощи и фрукты. Самым известным русским художником этого жанра в XIX в. был И. Хруцкий.
Новый интерес к натюрморту как к самостоятельному жанру проявился у русских художников рубежа XIX-XX вв.: Врубеля, Борисова-Мусатова, Серова. Расцвет русского натюрморта относится к началу XX в., когда этот жанр по-разному проявлялся в различных художественных течениях и объединениях. В России он стал развиваться интенсивно и быстро завоевал равноправие среди других жанров живописи.
Самыми известными художниками этого жанра были К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, И. Машков. Их поддержали художники нового поколения: Е. Скуинь, П. Альберти, С. Осипов, Е. Антипова, М. Копытцева, Я. Крестовский, В. Стожаров, Б. Шаманов и др.
Натюрморт в других странах и стилях
Натюрморт, как и всё изобразительное искусство рубежа XIX-XX вв., не избежал экспериментов. Известными экспериментаторами в этой области стали Матисс, Гоген и особенно Сезанн.
Известный художник-сюрреалист Сальвадор Дали в 1931 г. создал аллегорический натюрморт «Постоянство памяти», который заставляет размышлять об относительности и необратимой текучести времени.
Жанр натюрморта не стареет, он сохранился до наших дней и продолжает развиваться.