Монументальная крупноформатная живопись - кратко



Монументальная живопись связана с архитектурой. Произведения монументальной живописи можно увидеть на стенах сооружений, на потолках, сводах, фасадах, иногда на полах – т.е. это произведения большого масштаба. Обычно их называют росписями.

Монументальная живопись – декоративное искусство, поэтому её ещё по-другому называют мοнументальнο -деκοративной живοписью.


История

Этот древнейший вид живописи существовал практически во всех мировых культурах. Настенная роспись была развита в Древнем Египте, Месопотамии, в Древней Греции и Древнем Риме.

В период раннего христианства (III-VI вв.) и Средневековья (условно V-XVI вв.) мοнументальная живοпись считалась οдним из ведущих видοв исκусствα. Стены и потолки зданий, а также своды украшались фресками, мозаиками и росписями. Так же украшались и храмы Римской империи, Византии. . Византийские мозаика и фреска, применявшиеся в храмовой живописи, оказали большое влияние на развитие древнерусской монументальной живописи. В искусстве европейского Средневековья широко использовалась витражная техника.

В эпоху Возрождения была широко распространена фреска. Художники экспериментировали с различными техниками живописи.

В XVI-XVIII вв. монументальная живопись, особенно итальянская, начинает тяготеть к пышности и декоративности.

В XIX в. настенная живопись несколько потеряла свою привлекательность, но в XX в. пережила новый подъем. В этом большую роль сыграло творчество мексиканских художников Д. Сикейроса, Х. Ороско, Д. Риверы. Мексиканская монументальная живопись получила наименование «мурализм», которое стало синонимом термина «монументальная живопись». Суть этого художественного направления состояла в оформлении общественных зданий циклами фресок из истории Мексики, жизни народа и его борьбы. Мексиканские художники в монументальной живописи воссоздали искусство ацтеков, майя, в котором главным героем был народ.

Современная монументальная живопись активно развивается. Осваиваются новые техники и материалы. Монументальная живопись используется при реставрации старинных зданий, особняков и других объектов культуры.


Основные формы и техники монументальной живописи 

Основными формами монументальной живописи считаются фрески, разные виды мозаики, живописные панно, витражи, майолики и др.


Фреска – это различные виды росписей по штукатурке. Непосредственно фреска – это живопись по сырой штукатурке, живопись по сухой штукатурке называют «а секко»


Витраж (от лат. vitrum – стекло) – декоративная композиция из стекла или любого другого пропускающего свет материала. Витраж может вставляться в окно, дверь, а может быть в виде самостоятельного панно. В эпоху Возрождения витраж превратился в живопись на стекле. Широко использовался для украшения готических храмов.


В мозаике изображение составляется из разноцветных кусочков непрозрачного стекла смальты, камня и других материалов. Мозаика – очень древнее искусство, первые её образцы относят к III в. до н. э. Ею украшали стены храмов, дворцов, жилых домов.

В советское время мозаику часто использовали для украшения станций метро, дворцов культуры, спортивных сооружений.


Майолика – изделия из цветной обожженной глины, покрытые глазурью.  Майолика была известна очень давно – ещё в странах Древнего и средневекового Востока. В Европе майолика стала известна с XIV-XVIII вв. Итальянская майолика эпохи Возрождения отличалась особым совершенством.

На Руси майолика известна с XI в., но особый расцвет получила на рубеже XIX-XX вв., когда к ней обратились М. Врубель, В. Васнецов, С. Малютин и др.

Майолика популярна и в наше время, этот вид керамики применяется для украшения стен и перегородок, изготовления посуды и т.д. Плитками из майолики чаще всего оформляют кухонные стены.


Живописные панно предназначались для заполнения свободных участков стены (настенное панно) или потолка (плафон). Выполнялись масляными красками, темперой.


Сграффито – техника изображения, заключающаяся в нанесении на основу (например, кирпичную стену) нескольких слоёв цемента, штукатурки, сырой глины. Затем изображение процарапывается или рисуется краской на стенах и других поверхностях. Эта техника декорирования наружных стен особенно подходит для влажного климата.


Энкаустика – техника живописи красками, замешенными на воске. Краски накладываются и закрепляются при помощи нагревания. В древности в Египте, Греции и Риме эта техника применялась для настенных росписей. Она используется и в наше время.

Для внутренних помещений и наружных росписей требуются разные рецептуры красок. Энкаустические краски можно наносить на твёрдый материал: кирпич, цемент, шифер, а также на более мягкий, например, дерево. Современная энкаустика может быть горячей и холодной. Мастер использует кисти, электрический паяльник и стальные пластинки-лезвия.


Граффити – современная форма уличной живописи. Изображение на стены домов, глухих ограждений и проч. наносится при помощи аэрозольной краски (спрей-арт).

 

1
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация