Батальный жанр в живописи - кратко


Батальный жанр входит в число самых древних в живописи. С французского он переводится «битва» и посвящается военной теме. Произведения художников-баталистов отражают быт военных, трагедии сражений, изнурительные походы и триумф победителей.


Особенности жанра

Данный художественный жанр часто рассматривается с точки зрения исторического, ведь творцы обращались непосредственно к реальным событиям и персонажам. Но некоторые специалисты предпочитают учитывать жанровое пересечение, так как часть художников брала за основу мифологию.

Тематика истории войн по традиции считается высокой, что делало работы творцов востребованными. Для них характерны следующие черты:

• апофеоз побед;

• пафос героев-победителей;

• идеализм самопожертвования и патриотизма;

• реалистичность и детализация, что спустя века позволяет историкам изучать броню солдат, оружие, военные тактики;

• глубокий посыл;

• масштабность происходящего, которая порой передана одной частью сражения;

• яркость эмоций, напряженность.

Картины этого жанра всегда поддерживают неоспоримый приоритет правящей семьи, власти, короля, полководца. Чем выше патриотическая идея, тем активнее растёт самосознание населения. Существует не мало картин с отображением трагических результатов войн. Подобными разрушительными сюжетами полотен прославились Гойя и Пикассо.

При приближении батального жанра к будням солдат на картинах доминируют лагеря и казармы, солдаты, показанные в камерной атмосфере. Это в полной мере позволяет художнику и зрителю погрузиться в историю изображённого человека, его мысли и судьбу. Порой батально-бытовой сюжет наполнен трагедией для подчёркивания тягот войны. Иногда в таких работах присутствует юмористический подтекст.


История становления жанра

Триумфальные военные победы, осады, битвы были самой главной темой искусства Древнего мира. Жанр можно встретить на полотнах Древнего Египтаантичной Греции. Некоторые из них исторические, другие мифологические. Тема героизма и патриотизма была так же неотъемлемой частью Средневековья. Миниатюры того времени отображали замки, рыцарские доспехи, взятие городов, победоносные шествия.

Классические обобщенные черты батального жанра начали появляться в эпоху Возрождения. Творцы того времени добавляли реалистичность деталям и с большими эмоциями описывали массовые сражения. Огромную роль в жанр вложил классицизм. Это он привнёс патриотический пафос, элементы воспитания героизма молодого поколения.

Россия переняла направление благодаря Пётру I, его победам, европеизации населения и элементов искусства. Батальный жанр стал более европейским, разнообразным.

XVIII- XIX столетия усовершенствовали реалистичность картин с изображением боев. Появились 3 вида жанра:

• реалистический, проявляющийся в трагизме происходящего и быте воинов;

• академический, подающий официальную позицию власти;

• романтический, высоко эмоционально передающий, например, народную борьбу завоёванной территории.

К XX веку виды жанра стали максимально размытыми и на их фоне появились новые тематики, а именно антивоенная и милитаристическая. Вторую особо сильно поддерживали азиатские и европейские художники, склонявшееся к диктаторству.

В СССР историко-батальный жанр получил огромный размах благодаря Гражданской войне и революции. Были написаны тысячи полотен с поддержкой правящей идеологии революционеров. Второй волной батальных полотен на советских территориях стала тема освобождения от фашизма. Они отражали зверства врага, трагизм происходящего и героический патриотизм солдат.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация