Академизм в живописи - кратко
Академизм—направление в живописи, основанное на искусстве античного периода и Ренессанса. Термин «академизм» происходит от имени мифического героя Академа, погребенного близ Афин. Именно там Платон основал первую академию.
Колыбель академизма— художественные академии, появились в конце XV — начале XVI веков в Италии. Первоначально это были сообщества— гильдии, обсуждающие теоретические и практические аспекты искусства.
Дальнейшее распространение академизма в Европе связано с работой французской Королевской академии живописи и скульптуры, открытой в 1648 году, и с петербургской «Академией трех знатнейших художеств», основанной в 1757 году.
В XIX веке академисты, представители «салонного искусства», отдаляются от регламентированных канонов, мастерски и в большом количестве пишут полотна на востребованные обществом темы в классической манере. Например, обнаженные натуры в гаремах, на рабовладельческих рынках Востока, Les Pompiers— помпезные полотна с персонажами в античных шлемах, похожих на шлемы пожарных.
Российские академисты в конце XVIII-начала XIX века изображали сцены из быта бояр, писали портреты девушек в национальных одеждах, а во 2-ой половине XIX века появились элементы реализма и романтизма.
Среди известных представителей академизма в России следует назвать Брюллова, Бруни, Иванова, Семирадского, Басина.
Академизм как прогрессивное явление— это трепетное отношение к наследию прошлого, сохранение и передача традиций старой художественной школы новым поколениям талантливых художников. Отрыв от реалий современности, консервативность препятствовали развитию новых течений: романтизму (критика Делакруа и Жерико), реализму (Кубе), импрессионизму (игнорирование Мане), в России академисты негативно отнеслись к творчеству Товарищества передвижников. Вышедшая в свет книга «Комическая история Древнего Рима» явилась карикатурой на академистов, чьи сюжеты о римлянах надоели. Многие художники поменяли направление свого творчества, признали академизм ложным либо взяли за основу только технику живописи.
Особенности академизма.
Для академизма характерно:
- продумывание и скрупулёзная прорисовка деталей будущего произведения (множество эскизов перед написанием полотна);
- иерархичность тематики (мифологическая, библейская, парадный портрет, салонный пейзаж);
- непринятие «индивидуальности» мастера, а только слепое подражание гениальным предшественникам;
- многоплановость и многофигурность;
- масштабность и помпезность;
- идеализация персонажей, но с сохранением исторически достоверной обстановки, предметов обихода, одежды;
- театральный драматизм, нехватка искренности в выражении эмоциональности, наличие символических элементов;
- построение объемного рисунка, как прообраз будущей формы, а затем накладывание красок;
- естественная цветовая палитра (яркие цвета рекомендовалось использовать в исключительных случаях);
- строжайшее следование правилам наложения светотени, грамотное изображение ракурсов, безупречная линейная перспектива;
- поверхность полотна должна быть без мазков и шероховатостей.
Академизм сегодня.
Под академизмом в искусстве подразумевают работы художников, получивших систематическое художественное образование в области живописи и бесспорно обладающих навыками для создания произведений на высоком техническом уровне.
Современные иллюстрации исторических книжных изданий выполнены исключительно в стиле художников-академистов.