Примитивизм в живописи - кратко

 


Примитивизмом в живописи называют направление, когда художник преднамеренно создает упрощенные образы, пользуясь самыми простыми выразительными средствами. Сторонники этого стиля стремятся противопоставить приемам академической живописи особую эмоциональную лаконичность и понятность, даже некоторую «детскость». Картины в стиле примитивизма писали как самоучки, так и профессиональные художники.


Краткая история направления

Примитивизм выделился в особый стиль живописи только к концу XIX в. Корни же его следует искать в древнейших культурах. Черты примитивизма ясно просматриваются в наскальных изображениях, оставленных первобытными людьми, а также артефактах, найденных на территории Африки и Океании.

К примитивной живописи можно причислить и рисунки детей, а также многие работы средневековых художников и современных самоучек из народа.

Толчком к развитию примитивизма послужило отрицание многими профессиональными художниками конца девятнадцатого столетия буржуазной культуры. Одно за другим начали появляться революционные направления, такие как фовизм, экспрессионизм, кубизм, дадаизм, пуантилизм.

Примитивизм был принят искусствоведами далеко не сразу. Многие картины талантливых художников-примитивистов получили широкое признание лишь по прошествии десятилетий.

В течение всего прошлого века наблюдалось то возрастание, то снижение интереса к этому направлению в изобразительном искусстве. Современные художники также иногда используют выразительные приемы примитивизма при создании своих полотен.


Характерные черты примитивизма

То, что картина написана в стиле примитивизма, легко угадывается по ряду отличительных признаков:

  1. отсутствие перспективы (все изображенное на переднем и заднем планах имеет однинаковые размеры);
  2. уделение особого внимания проработке каждой, даже второстепенной детали;
  3. изображение предметов плоскими, лишенными объема;
  4. отказ от нанесения теней, отсутствие «игры света»;
  5. преднамеренное искажение пропорций тел людей и животных;
  6. одновременное присутствие на полотне реальных и фантастических объектов.

Несмотря на все перечисленное, профессиональные примитивисты всегда тщательно прорабатывают композицию, поэтому их полотна сразу можно отличить от дилетантских работ.


Знаменитые живописцы-примитивисты

Интересно, что все примитивисты, оставившие заметный след в искусстве, не получили классического художественного образования. Наиболее выдающиеся представители данного направления:

  1. Анри Руссо (1844-1910). Француз, о картинах которого с восторгом отзывался сам Пикассо. Параллельно с изобразительной деятельностью служил на таможне, поэтому коллеги-живописцы прозвали его таможенником. Картины Руссо отличаются сочностью красок, особенно художник любил рисовать джунгли.
  2. Николай Пиросманишвили (Нико Пиросмани) – 1862- 1918. Грузинский мастер примитивизма, о личности которого искусствоведы ведут споры до сих пор. Не был признан при жизни, но его кисти принадлежит громадное число вывесок в Тифлисе конца XIX в., а также картин, сюжетом которых стали грузинские застолья. Любил Пиросмани рисовать и животных. Нико всегда был беден и скончался в нищете.
  3. Анна Мария Мозес (1860-1961). Американка с очень неординарной судьбой. Живописью занималась с детских лет, но известной стала лишь на исходе восьмого десятка. Особое внимание Мозес уделяла написанию бытовых сцен и пейзажей. Прожила художница более ста лет.


Большое влияние на зарождение и развитие примитивизма оказали такие гениальные живописцы как Поль Гоген, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Пауль Клее, Марк Шагал, Амедео Модильяни.


Интересное видео про психически больного художника ( по теме: примитивизм в живописи).


 

 

 

 

 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация