Абстракционизм в живописи - кратко


Глядя на картины И.Айвазовского или И.Шишкина, мы уверены, что видим то же, что и другие зрители.  С картинами, написанными в стиле абстракционизма, всё иначе. 

 

Абстракционизм (от латинского «удаление», «отвлечение») – отказ от реалистичного изображения, нечто беспредметное, неопределенное, неподдающееся описанию.

 

Первые художники-абстракционисты в России – это основатель направления Василий Кандинский и Казимир Малевич. В Голландии главный представитель абстракционизма Пит Мондриан, во Франции – Робер Делоне, в Чехии – Франтишек Купка.  



Композиция В. Кандинского «Акварель» считается первой абстрактной картиной, положившей начало этому новому течению в  живописи, которое активно развивается с 1910 года. Идея пришла к В. Кандинскому, когда, перевернув картину Клода Моне, он решил, что в таком ракурсе она выглядит лучше. Художник стал пропагандистом нового живописного стиля и написал книгу «О духовном в искусстве», опубликованную в 1911 году. Он считал, что живопись нельзя воспринимать головой, разумом, интеллектуально. Ощущение цвета, формы, пропорций и сочетаний должно вызывать эмоциональный отклик, входить в резонанс с внутренним состоянием зрителя, определять ответные реакции. Каждый видит в абстрактном произведении что-то свое, индивидуальное. 

 

Для художника, абстракционизм – возможность выразить себя совершенно свободно, без необходимости воплощения реальных событий, предметов и явлений. Этот стиль – сочетание уникального и универсального.


Ведущие и самые известные направления абстракционизма – лирический и геометрический.

В. Кандинский пишет свои картины в стиле лирической абстракции. Здесь формы не имеют четких очертаний, перетекают одна в другую, а основное значение имеет цвет. Оттенки и новаторские цветовые решения вызывают индивидуальную реакцию у каждого зрителя. Ассоциации, навеянные картиной, благодаря этому, совершенно неповторимы.



Приверженцами стиля геометрической абстракции являются  К. Малевич и  П. Мондриан. В их произведениях преобладают четкие формы и линии, проведенные как по линейке. 

Пример такой картины «Композиция с красным, синим и желтым» П. Мондриана.

  

Постепенно появляются новые направления абстракционизма:


Лучизм. Художники, используют все возможности светопередачи и светового спектра, так как предметы, в их понимании, продукт восприятия глазом лучей, идущих от источника света. 


Супрематизм. Сочетание геометрических фигур и ярких цветов, прямых линий и ассиметричности позволяет вкладывать в живописные произведения самые замысловатые идеи и послания.


Неопластицизм. Направление, близкое суперматизму, появилось в Голландии 1917 – 1925 годов. Оно основано на изображении квадратов и прямоугольников различных цветов и размеров.



Орфизм. Французские художники попытались связать живопись и музыку, стали использовать закономерности музыкальных ритмов для передачи оттенков и цветов. Так возник орфизм, с его криволинейностью и ассиметричностью.


Ташизм. Яркие бесформенные мазки, пятна и линии этого стиля воплощают спонтанность, неповторимость и непредсказуемость каждого момента бытия.



Абстрактный экспрессионизм. Эмоции и мимолётные чувства передаются по средствам пятен, точек, кривых и прямых линий, штрихов необыкновенно ярких цветов.



Оп-арт. «Оптическое искусство» – стремление к созданию сложных оптических иллюзии при помощи цвета, формы, монохромности, повторяющихся геометрических узоров.

И такие, как криволинейная абстракция – основанная на образцах кельтской живописи; цветовая – на яркости цветов; жестикуляционная –  где краски наносятся быстрыми, прерывистыми мазками.

 

Как при появлении абстрактной живописи, так и сегодня, у этого течения много поклонников и приверженцев, но достаточно и критиков, не считающих такие картины искусством. Однако абстрактная живопись продолжает развиваться. Традиции и идеи В.Кандинского перенимают молодые художники, стремящиеся своими произведениями вызвать эмоции и отклик в сердцах зрителей

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация