Военный (батальный) жанр живописи - кратко
В основном история народов – это беспрерывное описание войн, история вооруженных конфликтов. Художники-баталисты воссоздавали суровые реалии эпохи. Отражали в картинах трагедию кровавых битв, ярость и скорбь побежденных, триумф победителей.
Батальный жанр посвящается военной тематике. Искусствоведы полагают его одним из старейших. Первое известное произведение живописи – мозаика из Помпей с изображением армии персов и войск Александра Македонского. Мастерство неизвестного художника передает решающий момент битвы. Панно со сценой сражения говорит, что развитие батальная живопись получила уже в античном искусстве.
Особенности и задачи
Военная тематика – это не только схватки. Картины нередко показывают известных персонажей. Полководцы, правители, герои представляются в контексте исторических событий. Присутствуют черты повседневной жизни армии, вне полей сражений. Происходит сближение жанров – батального с историческим и бытовым.
Перед баталистом стоит задача показать:
- важность битвы для истории;
- переломный, победный момент в бою;
- героику воинов;
- чувство долга, патриотизм и самопожертвование;
- солдатские будни, судьбу человека, его переживания.
Считается, что исторические полотна утверждают и поддерживают авторитет монарха, власти, династии. Усиливают верноподданнические настроения народа. Славят командующих и армии.
Но есть и оборотная сторона боевых действий – разрушения, боль, ужас, невинные жертвы. Работы, наполненные трагизмом, принадлежат прославленным художникам:
- Франсиско Гойя (серия офортов «Бедствия войны»);
- Василий Верещагин (картины «Апофеоз войны», «Восемь квадратных метров смерти», «В покоренной Москве»);
- Пабло Пикассо («Герника»).
Батальный жанр имеет особенности:
- драматизм и идейное содержание;
- эмоциональность и динамика композиции;
- масштабность, панорамность, хотя мастера иногда работают и с камерными картинами;
- портретный характер изображения полководцев;
- историческая достоверность – детальное снаряжение, форму и оружие можно изучать по многим картинам.
История жанра
Битвы, шествие героев – живописная тема на вазах и рельефах Древнего мира. Боевой мотив в Средневековье занимал в искусстве определенное место. Миниатюры изображали крестовый поход, рыцарский поединок, штурм замка. Конкретные эпизоды – взятие Иерусалима крестоносцами или осада Орлеана. Гобелены и ковры представляли сражения, на иконах святой совершал героическое деяние.
Классическое батальное искусство как самостоятельный жанр сложилось в эпоху Возрождения. Картины становятся более реалистичными. Художники работают над композицией и перспективой. В работах появляется динамика и экспрессия. С XVI-XVII вв. начинается развитие жанра в общепринятом понимании.
Барокко выделяется пышностью, интенсивностью цвета и контрастом. Классицизм развил батальное направление, картины наполнились героикой, идейно-воспитательными элементами и пафосом.
Дальнейшее развитие жанр получает в XVIII-XIX вв. В сценах боев усиливается реалистичность. Намечается 3 направления:
- академическое, для него характерно высокое техническое мастерство и соответствие позиции власти;
- реалистическое, с максимальной достоверностью, с акцентом на трагедию войны;
- романтическое, с возвышением эмоций и чувств, с сильными героями.
XX в. разделил батальный жанр на милитаристский и пацифистский. Историческая живопись была востребована в СССР. Тысячи произведений советские художники посвятили революции и гражданской войне. Идеология революционеров требовала подтверждения ценности.
Великая Отечественная война с фашизмом стала важной темой советского искусства. Раскрывалась по двум направлениям:
- героико-патриотическое;
- трагическое, обличающее зверства оккупантов.
Батальный жанр – единственный, имеющий пожелание остаться без будущего. Но пока не сбылось предсказание пророка Исаии о времени, когда народы перекуют мечи на орала, живописцы продолжают творить в грустном жанре.
В видео представлены известные работы художников.