Фреска – уникальный жанр живописи.


Фреска – особый вид росписи стен. Художник наносит рисунок на сырую штукатурку и в процессе высыхания образуется тонкая, прозрачная пленка, которая надежно закрепляет краски. Рисунок получается яркий, глубокий и сохраняется на долгие годы.
 

Со строительной штукатуркой покрытие имеет мало общего, слой краски наносится на смесь, изготовленную из минеральных наполнителей и гашеной извести. Такой грунт называют левкас. Вместо стандартных красок используют пигменты, не вступающие в реакцию с известью.
 


Особенности создания фрески.
 

чтобы создать фреску, от художника требуется особое мастерство, так как переделать, или исправить рисунок не получится. Придется снимать грунт и начинать работу заново.
пигмент наносится на влажный грунт. Поэтому работу нельзя растянуть на несколько дней, она должна быть завершена, пока штукатурка еще влажная;
после высыхания, краски покрываются кальциевой пленкой. Она надежно защищает пигмент и не дает ему осыпаться.
 

Древнейший вид живописи. Фреска считается одним из старейших видов живописи. Точную дату ее появления назвать невозможно. Известно, что фресковая живопись была широко распространена еще во 2 тыс. до н.э. Ее можно увидеть и на античных сооружениях, в частности и на жилых домах зажиточных и знатных людей.
 

В эпоху Возрождения фресковая живопись пользовалась особой популярностью. Над созданием изображений работали величайшие мастера – гении того времени: Мазаччо, Рафаэль, Джотто, Микеланджело и др. Одна из популярных тем той эпохибыт отдельно взятой семьи. Хозяева дома не редко просили художника изобразить себя и своих близких.
 

Палитра фрески весьма сдержанна, так как для ее создания применяются в основном только натуральные пигменты: марсы, земляные, зеленый и синий кобальт. Немаловажная роль в работе художников-фрескистов отводится лессировке. Она позволяет получить более глубокий цвет путем нанесения полупрозрачных красок на основной цвет. Однако при нанесении большого количества слоев, цвет может ослабнуть и побледнеть.
 

В XVI веке широкое распространение получила «чистая» фреска, без использования темперы. Верхний слой штукатурки при этом наносился на те участки, которые должны быть расписаны до момента ее высыхания. Уменьшилось количество слоев штукатурки, вместо трех, на стены наносили два слоя. Поверхность фрески приобрела матовость и шероховатость. Позднее грунт зернить начали специально.
 

Эпоху Возрождения сменила эпоха Барокко. Стало популярным пастозное письмо – противоположность лессировки. Слои, наносимые художником, стали плотными, непросвечивающими. В XVII веке уходят в прошлое известковые водорастворимые краски, на смену им приходят казеиново-известковые. Эта техника была широко распространена вплоть до XIX века.
 

Фрески на долгие годы сохраняют свой первоначальный вид. Если стена хорошо очищена от грязи и правильно подготовлена, изображение может разрушить только влажность, химические субстанции или механическое воздействие. До наших дней дошли работы Рублева, Микеланджело, Дионисия и других именитых мастеров. Немало работ было утрачено. Среди них шедевры великого художника и экспериментатора Леонардо да Винчи. Гений пробовал совместить масляные краски и фресковый грунт, но попытки были неудачными. Например, процесс разрушения «Тайной вечери» начался практически сразу после ее создания.
 

Современные фрески создаются при помощи акриловых красок или цифровой печати, но некоторые мастера продолжают придерживаться старых традиций. Хотя такой метод сегодня считается довольно затратным.
 

В России фресками можно полюбоваться во многих храмах. Прекрасные образцы этого вида живописи находятся в Светогорском и Ферапонтовом монастырях. Католические церкви также украшались фресками. Одна из самых известных работ художников-фрескистов находится в римской церкви Санта-Мария.

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация