Гризайль в живописи - кратко

 


Гризайль (корень gris - серый) — один из видов живописи. Его особенность заключается в исполнении одноцветных изображений, преимущественно серого или цвета сепии (оттенок коричневого цвета).

Рисунки в стиле гризайль схожи цветовыми оттенками со старыми чёрно-белыми фотографиями.

Эту технику часто используют для изображения барельефов, различных скульптурных композиций и всевозможных элементов архитектуры. 


В гризайли главенствует тон предмета, а цвет не важен. Это монохромная живопись, не допускающая применения двух и более цветовых вариантов. Из истории европейской художественной школы до нас дошло немало примеров, когда изображаемым на холсте или бумаге предметам объём придавали с помощью тональных переходов от чёрного к белому или наоборот. 


Градация тонов имеет неограниченные возможности. Чёрно-белый вариант исполнения картины лишь на первый взгляд ограничен в возможностях создания полноценного произведения. Техника гризайль позволяет очень точно передать огромный спектр тонов, одновременно обыгрывая всевозможные нюансы исполнения, что придаёт произведению колорит, индивидуальную окраску каждому объекту картины.


Этот стиль живописи не навязывает цветовых решений, позволяет зрителю пофантазировать и дать собственную интерпретацию красок всей картины в целом. Чтобы понятней представить возможности гризайли, сравните образы героев, возникающие при чтении художественной книги, с исполнителями ролей в одноимённой кинокартине, написанной по сюжету произведения. Совпадения личных представлений с режиссёрским взглядом на актёров, играющих главные роли, чаще всего абсолютно разные.  


Гризайль, история возникновения

Возникновение техники уходит корнями в далёкое прошлое, но активное применение гризайль получает в Средние века. Целью такой живописи стало создание обманок: имитировали барельеф, рисуя объёмные гипсовые фигуры; каменные стены в интерьере жилища и многое другое. Имитации исполнялись порой настолько мастерски, что лишь при ближайшем рассмотрении можно было увидеть не объёмный объект, а его талантливо выполненное изображение на плоскости.

Со временем гризайль стали применять в станковой живописи, первоначально при рисовании эскизов. Но уже эти заготовки имели вид законченных произведений, настолько скрупулёзно прорабатывались детали и продумывалось светотеневое решение будущей картины. 

Сегодня художественная гризайль – это уже самостоятельное направление живописи, характеризуемое монохромным исполнением рисунка.


Цветовые тона гризайль

Традиционно эта техника использует серые или коричневые цвета в сочетании с белым. Это подтверждается и многочисленными произведениями прошлого, сохранившимися до нашего времени. Сегодня не запрещается применение и других цветов, причём материал для написания картины в технике гризайль может быть использован абсолютно разный: акварель, гуашь, масло, сепия, темпера или акриловые краски. Главное условие – монохромность, цветопередача должна достигаться путём градации одного тона. Это изменение тональности в художественной среде получило название «светлота». Здесь следует отличать цветовой тон картин, то есть восприятие различных цветов: красного, зелёного, синего и других красок, их переходы от более светлых к тёмным, от ярких к светлым и наоборот, от тонов рисунка. Здесь один цвет используется в разной светлоте, например, от ярко красного до бордового, а его переходы и сочетания оттенков позволяют придать предметам рисунка объём и ощущение пространства. 



Гризайль в работах известных художников 

Гризайль как техника рисования очень популярна в творчестве многих известных живописцев. Андре Бове, Ян ван Эйк, Брейгель и Босх успешно пользовались этой техникой, создавая неповторимые шедевры. Использовали гризайль в своём творчестве Рубенс и Ван Дейк. Самый известный образец использования гризайль – знаменитая на весь мир «Герника». Эта картина, созданная испанским художником Пабло Пикассо, посвящалась трагическим событиям одного из городов его родины, который разбомбили фашисты. 

Эта картина, написанная с использованием техники гризайль и кубического стиля, первоначально подверглась ожесточённым нападкам критиков. В итоге, это сделало её настолько известной, что «Герника» стала самым популярным символом антифашизма и осуждения войны. 


Почитателям живописи известны произведения других не менее талантливых художников. Это картины «Даниэл Бун, первый разведчик», написанная в 1914 году Норманом Роквеллом, Ганса Мемлинга «Триптих Донна» и Иеронима Босха «Триптих Страшный суд», «Отдых во время полета в Египет» Антониса ван Дейка, «Девушка у окна» Луи-Леопольда Буальи«Иисус омывает ноги Своим ученикам» Альберта Эдельфельта. 


Широко известны работы соотечественников: «Деревенский натюрморт» Александры Высоцкой, «Натюрморт с фарфором» Анна Медведевой, «Ваза и яблоко» Екатерины Захаровой. 

Список художников зарубежных и отечественных школ, применявших в своём творчестве технику гризайль, очень велик. Есть и громкие имена, и мало известные широкой публике. Смысл не в этом, а в популярности направления.

Монохромная живопись в художественном мире заняла прочное место. Картины, выполненные в технике гризайль, абсолютно не уступают содержанием, глубиной, пронзительностью исполнения работам других стилей. Многие знаменитые художники разных исторических периодов обращались к этому стилю создавая замечательные шедевры. Этот факт даёт право технике гризайль занимать свою нишу среди других художественных направлений мировой живописи.

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация