Анималистика в живописи - кратко
Анималистика — живописный жанр, направленный на изображение персонажей из животного мира (animal — с английского «зверь»). Главной концепцией художников-анималистов является любовь к природе, неразделимой частью которой они себя воспринимают.
Живописцы стараются с точностью передавать все детали изображения братьев наших меньших, при этом зачастую добавляя им человеческие поступки, эмоции и черты. Зародилось это направление в глубокой древности, когда наши далёкие предки рисовали на камнях различных животных, изображая, как могли, их анатомию, красоту и угрозу для людей.
До того как получить общественное признание, этому жанру изобразительного искусства пришлось пройти непростой путь. Это и непонимание главной идеи анималистики со стороны церковных служителей, и невежество окружающего общества, и волевые решения правительств, запрещающие публичные выставки.
От древности — к античности
Скульптурные, а также керамические и мозаичные, изображения диких животных являются неотъемлемой исторической реальностью древних культур Азии, Америки и Древней Африки. Достаточно часто египетские боги изображались с птичьими и звериными головами. А на керамические изделия Эллады мастера наносили декор, изображавший представителей фауны. Так или иначе, но анималистический жанр прослеживается в большинстве стран древнего мира.
Средние века
Хоть и отличалась эпоха средневековья известной долей реакционности, но всё же внесла определённый вклад в развитие анималистики, добавив живописным изображениям сказочности и аллегоричности. Самым популярным животным у художников того времени становится верный друг человека — собака. Неотъемлемый спутник и в быту, и на охоте, и на прогулках. А известным венецианским мастером XVI столетия, Веронезе, образ собаки был впервые введён в христианские сюжеты, где эти животные следуют за Спасителем.
Ренессанс
Мастерами того времени предпринимались неоднократные попытки писать братьев наших меньших с натуры. Процесс, сам по себе, достаточно сложный, так как никакое животное невозможно заставить неподвижно позировать в течение длительного времени. Наибольшее распространение это явление получило в период XVII-XVIII веков в таких странах, как: Голландия, Нидерланды, Россия, Франция, Италия. Динамичными образами животных отмечены полотна мастеров Возрождения: Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рубенса. Из российских живописцев: Серов, Венецианов.
Эпоха технического прогресса
В этот период (XIX-XX века) мастера-анималисты отходят от привнесения романтизма и возвышенности в образы изображаемых животных и поворачиваются в сторону анатомического реализма. С фотографической точностью прописываются все детали — позы, движения, окрас. За всем этим, порой, невозможно проследить движение кисти мастера.
Вот имена некоторых, из наиболее известных, представителей анималистического жанра:
- И Юаньцзи;
- император Сюаньдэ из династии Мин;
- Альбрехт Дюрер (картины: «Лев», «Кролик», «Аист»);
- Франс Снайдерс (картины: «Оленья охота», «Лиса и кошка»);
- Роберт Бейтман;
- Василий Ватагин;
- Валентин Серов (картины: «Купание коня», «Волы»);
- Константин Савицкий;
- Евгений Чарушин;
- Константин Флеров;
- Андрей Марц.
В современное время живопись в этом жанре всё более приближается к фотографическому искусству. Для создания полотен такого уровня требуется большое мастерство и не менее большая любовь к живой природе. Как будто мастера кисти пытаются донести до человечества важное послание: «Будьте осторожны и бережны с этим хрупким миром».