Прерафаэлитизм в живописи - кратко



Во второй половине XIX в. в английской живописи и поэзии возникло новое течение – прерафаэлитизм. В чём его суть?

Некоторые английские художники и поэты увидели в искусстве того времени, особенно в живописи, полный упадок. Для срочного его спасения и возрождения они предлагали вернуться к искренности и простоте раннего итальянского искусства, возвратиться к истокам, к старым традициям.

Прерафаэлитизм проявил себя не только в живописи, но также и в литературе, архитектуре, декоративном искусстве, книжном оформлении, скульптуре, фотографии.  


Термин

Термин «прерафаэлитизм» означает «до Рафаэля», т.е. в эпоху Раннего Возрождения (XV в.). Хотя сами прерафаэлиты жили в XIX в., они считали, что им ближе творчество флорентийских художников Раннего Возрождения и что современная английская живопись должна порвать с академической традицией и найти свой путь в искусстве, опираясь на избранный ими эталон – искусство «до Рафаэля».

Живопись «до Рафаэля» представляли художники Джованни Беллини, Беноццо Гоццоли, Фра Анджелико и др.


История

Первым шагом на пути создания нового течения было объединение в 1848 г. художников-единомышленников в общество «Братство прерафаэлитов», в которое первоначально входило 7 «братьев»: поэт и живописец Д. Россетти (лидер движения), его младший брат М. Россетти, художники Дж. Милле, Х. Хант, Т. Вулнер, Ф. Стивенс, Д. Коллинсон. В дальнейшем состав «Братства» менялся и расширялся: первоначально оно состояло только из мужчин, но потом его идеи увлекли и женщин (поэтесса Кристина Россетти, художница Эвелин де Морган, а также многие натурщицы, принятые в общество наравне с художниками).

Это общество сначала было секретным и оппозиционным по отношению к официальным художественным течениям (академизм, классицизм). Художники не принимали попыток преподавателей Королевской академии художеств навязать им «единственно правильный» взгляд на творчество. Эта ситуация очень похожа на ту, что произошла в Российской академии художеств с художниками-передвижниками, когда 14 молодых выпускников Академии во главе с И. Крамским отказались участвовать в конкурсе на большую золотую медаль, т.к. им не предоставили право на свободное избрание сюжета картины. В знак протеста они вышли из Академии. Это неповиновение назвали «бунтом четырнадцати».

Британское искусство также определялось деятельностью Королевской академии художеств. Традиции академизма сохранялись и в Великобритании, и в России с особой тщательностью. Но русские художники были приверженцами реалистической живописи. Британских художников, как и русских, называли «бунтарями».


В чём заключалось их бунтарство?

  • Они не желали больше идеализировать людей и природу;
  • не хотели изображать далёкие от действительности события (мифологические, религиозные);
  • хотели писать с натуры;
  • в качестве моделей хотели видеть реальных людей (родственников или друзей).

Причины для бунтарства у русских и английских художников были схожи.  

Как эти принципы были реально воплощены в творчестве прерафаэлитов?


Например, картина Д. Милле «Христос в родительском доме» (1850).

Тема картины – эпизод из детства Иисуса Христа. Он, будущий плотник, поранил руку гвоздем. Богородица на коленях перед Сыном сочувствует Ему, а святая Анна выдергивает щипцами гвоздь, ставший причиной раны. Иосиф с помощником заняты работой, а Иоанн, будущий Креститель, несёт чащу с водой, чтобы обмыть рану Христа.

Картина вполне реалистична. Но в то же время она наполнена символами: рана на ладони, капля крови на стопе и гвозди – символ Распятия. Чаша с водой в руках Иоанна – символ крещения Христа. Голубь на лестнице – Святой Дух. Овцы – невинная жертва.

И вот эта картина была признана «бунтом в искусстве». Почему?

Потому что никакого ореола святости в изображении Святого семейства нет – это просто сцена из реальной жизни обычных людей.

Критика буквально обрушилась и на автора полотна, и на общество прерафаэлитов. Диккенс посчитал эту картину «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей».


На картине Д. Россетти «Юность Девы Марии» (1849) художник изобразил своих мать и сестру Кристину.

Этот шквал критики привёл к тому, что многие художники покинули движение. Но тут признанный искусствовед Джон Рёскин в своих статьях выразил горячую поддержку прерафаэлитам, приобрёл картины Россетти, хотя до него картины этих художников практически не покупали. Рёскин стал для Братства покровителем и защитником от академических нападок. Благодаря ему прерафаэлитизм перестали критиковать, он проник фактически во все виды искусства.

Просуществовав около 5 лет, «Братство» распалось в 1853 г., когда Д. Милле стал членом Королевской Академии художеств. Даже Д. Россетти оставил живопись и занялся поэзией.  


Но с 1856 г. началось возрождение идеологии прерафаэлитизма, это был новый этап в его развитии. Прибавились новые идеи: культ красоты, эстетизм, стилизация, эротизм. Сменился лидер: им стал Эдвард Бёрн-Джонс, автор картины «Король Кофетуа и нищенка» (1884), за которую на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. он получил Орден Почетного легиона.


Значение

Хотя прерафаэлиты призывали возвратиться к истокам и старым традициям, они фактически содействовали утверждению стиля модерн в изобразительном искусстве. Они стали также предшественниками символистов в живописи и поэзии. Когда прерафаэлиты писали картины на религиозные или мифологические темы, они не отходили от достоверности, а только интерпретировали сюжеты, делая их более понятными для их современников.

Заслуга художников этого движения также в том, что они не боялись поднимать острые вопросы на злобу дня, обсуждать которые современное им общество ещё не было готово.

Прерафаэлиты писали на открытом воздухе, поэтому их картины наполнены насыщенным и ярким цветом, что было характерно и для эпохи Возрождения.

Они исключили из своего творчества схематичность и обобщения, создавая картины с исключительной детализацией, вырисовывая каждый листочек, травинку и песчинку.

Художники-прерафаэлиты создали новый тип женской красоты: таинственный, спокойный, отрешённый, напоминающий средневековый образ идеальной красоты и женственности, Этот образ позже развили художники стиля модерн.

 



0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация