Парсуна в живописи - кратко



Портрет в России становится основным жанром живописи только в эпоху Петра I (1689-1725). Самобытные талантливые русские портретисты появились к середине XVIII в., а в XVII в. портретный жанр в Русском царстве ещё только формировался, и светский портрет назывался «парсуной» – от искажённой транскрипции латинского слова «persona» («особа, личность»). Парсуна берёт своё начало в иконописи.


Что такое парсуна

Таким образом, парсуну ещё нельзя назвать портретом в том смысле, как он понимается сейчас, но это уже и не икона. Черты иконы в нём ещё присутствуют, но уже появляются и черты живописного портрета. Скорее, это портрет в его примитивном виде, его ранняя попытка.

Почему парсуна ещё не является портретом в полном смысле этого слова?

Портрет – это точная передача внешних характеристик человека, а через внешность умелый художник показывает и его внутренний мир. У парсун этого ещё не было или было в очень малой степени. В основном парсуна создавалась по общепринятым, трафаретным принципам и отличалась условностью: учитывалось положение портретируемого на социальной лестнице (был ли то боярин, воевода или царь) – тогда в обязательном порядке изображались соответствующие его положению атрибуты. А вот точное сходство с оригиналом получалось не всегда, обычно известных людей идеализировали, чтобы угодить им, поэтому делалась подпись с указанием, кто изображён на парсуне.


Но у талантливых художников индивидуальные черты личности на парсунах всё же присутствовали. Например, на парсуне неизвестного художника «Царь Иван IV (Грозный)» его образ достаточно узнаваем. Возможно, дело тут в особенностях внешности царя. При этом можно увидеть на царском лице выражение некоторой озабоченности, что не было характерно для иконы – она должна была быть бесстрастной.


В чём сходство парсуны с иконой

Парсуны писали в технике иконописи – темперными красками на доске. Изображение на иконе статично – так же и на парсуне. Одежда изображалась плοскο, хотя уже делались попытки создания светотени.

Β ΧVII в. жанр портрета активно продолжает развиваться, поэтому иконописный лик постепенно начинает преображаться в индивидуальное лицо. На парсунах начинают изображать не только высокопоставленных персон, но и купцов, и других, менее знатных личностей. Однако иконописная традиция всё-таки ещё сохранялась: женщины на парсунах изображались очень редко, только в том случае, если они принадлежали к царскому роду.  


Парсуна на пути к портрету

В 1643 г. в штате Оружейной палаты была учреждена должность придворного портретиста, называлась она «живописец». Первым таким живописцем был Иоганн Детерсон – он умел писать человеческие лица с «живства» (с натуры).

В XVII в.  художники все чаще стали переходить на холст.


Изображение полководца М.В. Скопина-Шуйского, русского государственного деятеля конца XVI-начала XVII в., считается одной из самых известных парсун. Она написана неизвестным художником. И хотя изображение выполнено в иконописной манере, оно вполне реалистично: короткие волосы, умный и проницательный взгляд, в котором видна живая искра. Предположительно, автором этой парсуны был иконописец, но он стоял уже на пути поисков живописи с «живства».


В середине ΧVII в. сходство портретируемого с моделью становится обязательным. Этому требованию соответствует пοртрет царя Αлексея Μиxайлοвича 1682 г. «в большом наряде» (царский венец, скипетр и держава в руках). На этой парсуне изображение ещё остаётся плоскостным, но уже заметны использование светотени, передача фактуры ткани и блики от драгоценностей.

Так постепенно сформировался русский живописный портрет, а парсуна стала переходным периодом от иконы к современному портрету.



0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация