Готика в живописи - кратко



 
Основной характеристикой готики считается символико-аллегорическое восприятие реальности и условное отношение к передаче образов. Новый, в свое время, стиль пришел на замену романской манере исполнения и достаточно уверенно полностью вытеснил ее. Современники чаще применяют этот термин к направлению в архитектуре, тем не менее, известно достаточно скульптур и полотен известных художников, выполненных в традициях готического стиля.
 
Отличительной чертой готического изобразительного искусства служат заметно вытянутые фигуры персонажей. Живопись в те далекие времена придерживалась строгих правил, требующих неукоснительного соблюдения. Трехмерные изображения были редким исключением на полотнах авторов того периода, их перспектива считалась весьма сомнительной.
 

Страницы истории

 
Готика стала всеобъемлющим направлением в искусстве Средневековья. Она доминировала в культуре европейских народов на протяжении длительного периода. Местом ее зарождения стали северные провинции Французского Королевства в 12 веке. Только в 13-м столетии это направление получило одобрение на территории Англии, а затем и Германии, откуда распространилось по всему континенту.
 
Позднее, пройдя серию трансформаций, сформировались традиции «итальянской готики», а к концу 14-го столетия стиль полностью утратил национальную принадлежность, став основополагающим направлением в искусстве. Позже всех готическую манеру переняли народы Восточной Европы, где она оставалась популярной до 16-го века.
 
В период расцвета готического стиля европейские страны находились под влиянием католической церкви, которая навязывала искусству феодально-церковную атрибутику. Художественные произведения того времени служили проводниками веры, передавая настроения «высших сил», властвовавших над вечностью.
 

Особенности стиля

 
Готические сюжеты отличаются своей грандиозностью, величественной осанкой персонажей и пышными декорациями. Одной из характерных особенностей считается большое разнообразие, сформированное принадлежностью к тому или иному региону. По этой причине достаточно сложно привязать традиции этого направления к определенным правилам, которым бы подчинялись все исполнители без исключения. Тем не менее, существует целый ряд признаков характерных только для этого стиля.
 

1.    Прежде всего, это четкое схематическое построение композиции, где положение персонажа свидетельствует о его статусе. Также мастера средневековой живописи стремились материализовать возвышенные образы.

 

2.    Часто на полотнах изображено несколько групп действующих персонажей, чье взаимодействие лишено динамики. Оно лишь угадывается по схематическим посылам.

 

3.    Готика унаследовала от романизма манеру передачи скрытого смысла, используя для этого манипуляции личностями.

 

4.    Картинный сюжет не складывается в общую панораму, здесь каждый элемент передает свою информацию, не привязанную к общей идее.

 

5.    Полное отсутствие реалистичности, здесь передача идеи ведется посредством метафор.

 

6.    Эмоциональный фон произведения демонстрируется при помощи различных оттенков и особой динамики сюжета.

 

7.    В основу большей части произведений заложены библейские сюжеты.

 
Наибольшее развитие в готическом изобразительном искусстве получил портретный жанр. Отступления от религиозной тематики изображений просматриваются только в эпоху «осени Средневековья». В это время у мастеров стали появляться состоятельные заказчики из светского общества.
 

Содержание

 
В основу ранних готических произведений были заложены исключительно библейские сюжеты. Все же к 14-му столетию в этом правиле начали появляться исключения. Это связано с тем фактом, что представители знатного дворянства того периода стали привлекать известных мастеров к декоративному оформлению интерьеров.
 
Тем не менее, светская тематика продолжала оставаться лишь небольшим отступлением от общепринятых тенденций. Здесь по-прежнему сохраняется характерная манера построения образов на ярком фоне, а в качестве декора используются золотые росписи.
 
Также обязательным атрибутом служат массивные рамы с богатой отделкой, которые могут разделять полотно на несколько створок. Еще одна важная особенность заключается в том, что рисунок наносился на деревянное полотно, собранное из отдельных досок. Сегодня получить представление о технике изобразительного искусства того времени можно по ряду сохранившихся работ известных художников.
 

Дуччо ди Буoнинсенья

 
Это итальянский живописец, представляющий сиенскую школу искусств, считавшийся одним из самых знаменитых мастеров на рубеже 13-го и 14-го столетия. К известным его произведениям, дожившим до наших дней, относятся картины «Мадонна Ручеллаи» (Сиена) и «Маэста» (Флоренция).
 

Джотто

 
Известный средневековый художник, специализировавшийся на настенных росписях. Изображения в его исполнении можно увидеть на стенах церкви Капелла-дель-Арена (Падуя). Стиль итальянского мастера можно считать фундаментальным, исключающим внешние воздействия. Его готическая манера была наполнена особой динамикой, что позволило автору стать известнейшим живописцем эпохи Предвозрождения. Талантливый художник смог создать особую узнаваемую манеру, послужившую основой для дальнейшего развития живописи в Западной Европе. 
 
 

Симоне Мартини

 
Это один из самых известных мастеров Флоренции, поражавший своим умением передавать настроение при помощи ярких красок и динамичного построения сюжета. Его стиль отличался торжественностью и позитивными настроениями, что позволило художнику стать одним из самых узнаваемых в Италии. В 1317 г. монарх Роберт Анжуйский посвятил живописца в рыцари, после того, как он выполнил ряд королевских заказов. Его картина «Путь на Гoлгофу», в свое время, потрясла воображение современников.
 

Послесловие

 
Готика стала последовательным элементом на пути развития живописи. Средневековые произведения отличаются яркостью и выразительными особенностями. Картины живописцев того времени наполнены осмысленным содержанием, которое передается в особой динамике и аллегориях. Готические мастера стремились соединить реалистичность с мистицизмом, где религиозные персонажи представляются в светских сюжетах.
 
Поздний период, называемый «придворной» готикой послужил основой для зарождения Ренессанса. Работы мастеров Северного Возрождения отличаются готическими элементами вычурности и помпезности. В старинных работах отражается психология и манера восприятия действительности людей, живших в Средние века.
 
 
 
0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация