Пуантилизм в живописи - кратко



Рубеж XIX-XX вв. – это время открытий в искусстве, время экспериментов, нового осмысления художника как личности.

Период рубежа XIX-XX вв. стал эпохой творческих исканий. Появилось множество школ, направлений, стилей в искусстве, и в живописи в том числе. Каждый художник привносил что-то свое, новое.

Живописная картина перестала изображать, она стала выражать идею художника. Живописцев уже не вдохновлял видимый мир, они хотели выразить на своих картинах мир чувств, переживаний, фантазий. А для этого были необходимы новые художественные средства, техники, приёмы.

Но даже и при изображении видимого мира художники старались посмотреть на этот мир по-своему, показать его через своё видение, через свои переживания. Так возник импрессионизм, затем на смену ему пришёл постимпрессионизм (латинское post – «после»). В самом постимпрессионизме развились более мелкие направления, в том числе пуантилизм.


Термин

Пуантилизм, или Дивизионизм, возник во Франции, поэтому истоки значения термина находятся во французском языке: point в переводе с французского – «точка», а Pointillisme в буквальном переводе – «точечность».

Дивизионизм – от латинского divisiο – «разделение, дрοбление».

Поскольку это новое направление всё-таки вышло из недр импрессионизма, то, чтобы подчеркнуть отличие от импрессионизма, его назвали неоимпрессионизмом, т.е. новым импрессионизмом.


Техника живописи

В основе пуантилизма – живописное письмо отдельными мелкими мазками. Мазки могут быть точечными или прямоугольной формы. Художники-пуантилисты не смешивают краски, т.к. подразумевается, что это смешение происходит на сетчатке глаза человека, зрителя. Они наносят на холст чистые краски, затем в глазу зрителя происходит их оптическое смешение, в результате получается яркое живописное изображение. Но рассматривать картины пуантилистов следует на расстоянии.

В технике пуантилизма созданы картины разных жанров: пейзажи, портреты, сюжетные полотна. Тысячи маленьких цветных точек создают оригинальные изображения.

Работы художников-пуантилистов отличаются геометрической простотой, принципами композиции, схематичностью деталей. Для работы использовались масляные краски, но представители более позднего течения писали также акварелью.


Основоположники пуантилизма

Этот оригинальный метод живописи создал французский художник Жорж-Пьер Сёра́ (1859-1891). Сначала он писал в технике импрессионизма, но постоянно экспериментировал, искал свой стиль. Технику пуантилизма Сёра изобрёл случайно: он любил работать с натуры и писать на небольших деревянных дощечках. Однажды он заострил внимание на том, что твердая поверхность дерева не реагирует на давление кисти, не вибрирует, в отличие от холста. Поэтому каждый мазок на дереве остаётся чётким и направленным. Он стал писать в стиле импрессионизма этюды на пленэре (на воздухе), а затем в мастерской на основе этих этюдов создавал большие полотна в стиле пуантилизма.

При этом Сёра много читал, интересовался вопросами оптики и цвета, научными работами в этой области. Он изучал влияние определенных оптических комбинаций на сетчатку глаза и эмоциональный характер разнонаправленных линий и движений. Поэтому новую технику живописи Сёра можно назвать научной, рассудочной, в отличие от эмоционального импрессионизма.

Свою первую работу в новой технике живописи Сёра создал в 1883 г. – это были «Купальщики в Аньере». Жюри Парижского салона картину отвергло.


В 1884 г. он познакомился с художником Полем Синьяком (1863-1935), который также освоил технику пуантилизма, стал соратником Сёра и вместе с ним разрабатывал эту живописную технику. Он стал классиком французской живописи ещё при жизни.

К новому направлению вскоре присоединились Камиль Писсарро (1830-1903), Анри Кросс (1856-1910)Максимильен Люс (1858-1941) и другие художники. Но Камиль Писсарро не очень долго работал в этой технике, постепенно метод себя исчерпал и перестал приносить ему художественное удовлетворение. И тогда Писсарро вернулся к импрессионизму. А вот его сын, Люсьен Писсарро (1863-1944), писал и в стиле импрессионизма, и в стиле постимпрессионизма (пуантилизма).


Русский пуантилизм

Многие русские художники увлекались этой живописной техникой. У некоторых она стала лишь мимолётным увлечением, созданием отдельных произведений (у К. Малевича, Д. Бурлюка, И. Грабаря, В. Баранова-Россине, А. Лентулова). Другие достаточно глубоко погрузились в пуантилизм (Н. Мещерин, М. Воробьёва-Стебельская, Н. Милиоти, В. Суков и др.).


Пуантилизм в современном искусстве

Пуантилизм продолжается и в современной живописи. Например, Тон Дюббельдам (р. 1957)голландский живописец, пишет уникальные картины и в технике пуантилизма, и в смешанном стиле с импрессионизмом. Мигель Эндара – испанский художник-пуантилист. Создаёт свои монохромные (в одном цвете) картины при помощи чернил и ручки, этот приём называется точечной графикой.


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация