Орфизм в живописи - кратко


Как известно, рубеж XIX-XX вв. отличался разнообразием новых течений и направлений в искусстве. Одним из таких новшеств был стиль орфизм – недолго существовавшее локальное течение в живописи.  

Орфизм возник и развивался в европейской живописи в 1910-х годах. Повлиял он и на русскую живопись, но в небольшой степени. В орфизме наблюдалось некоторое сходство с кубизмом, абстракционизмом, футуризмом, экспрессионизмом.


Термин

Автор термина «орфизм» – французский поэт Гийом Аполлинер. Термин связан с именем древнегреческого мифологического певца Орфея.

Что связывало это имя с живописью XX в.? Только ассоциации: Аполлинер в орфизме увидел те же гармоничность, музыкальность и искренность, которые были в пении Орфея.


Основоположники орфизма

Основоположниками нового стиля в живописи были французы Робер Делоне, его жена Соня Терк-Делоне, Франсис Пикабиа, Марсель Дюшан, чешский художник, живший во Франции, Франтишек Купка. Робер Делоне известен также своими теоретическими работами о живописи.

Первоначальное название этого нового стиля было «симультанизм» (принцип одновременности явлений или ракурсов, состояний, которые обычно существуют в разные моменты времени). Этот приём помогал создать объемную картину изображаемого, выражал динамику движения и цветовых эффектов.


История термина и стиля

В 1912 г. Аполлинер побывал в Берлине на открытии выставки Р. Делоне и был поражён его творчеством. В его картинах он почувствовал ту же силу воздействия на человека, которая была в пении Орфея: известно, что Орфей пением и игрой на лире усмирял морские волны и диких животных, ускорял рост растений и даже передвигал камни.

Сам Делоне не был в восторге от этого названия, но оно быстро прижилось не только в среде художников-единомышленников, но и в критике.

В России объединение «Синий всадник», основанное в 1911 г. в Мюнхене В. Кандинским и Ф. Марком, было близко к орфизму. Художники «Синего всадника» ставили целью своего творчества освобождение от традиций академической живописи, они приняли художественные принципы орфистов. В группу «Синий всадник» входили, кроме немецких художников, также Марианна Верёвкина и Алексей Явленский


Цели и задачи орфистов

У всех экспериментаторов в сфере искусства конца XIX-начала XX вв. была в общем-то одна задача: создать новое искусство, свободное от устаревших (по их мнению) традиций академизма и классицизма. Та же цель была и у представителей орфизма. Но у каждого нового течения были свои конкретные маленькие цели. У орфистов этой целью было создание «новой реальности из простейших, но тончайшим образом организованных цветовых сочетаний». И этой цели они достигли: их живопись оставила свой значительный след в искусстве. Она была основана на использовании контрастных цветов, создающих эффект движения, отвлечённой пластичности, ритмике форм, силуэтов и линий.

Но общая характеристика любого направления или стиля живописи будет сухой теорией, если не обратиться к конкретным произведениям.


Франтишек Купка

Франтишек Купка (1871-1957) – чешский художник. Его имя связано с орфизмом, но многие экспериментаторы рубежа веков долго не «засиживались» в одном каком-то стиле или направлении. Они искали себя, искали новые средства художественного выражения, поэтому пробовали свои силы в различных течениях. Так и Купка к абстрактному искусству двигался от реализма, а по пути заходил и в орфизм.

Орфизм – это искусство, не имеющее внешнего сюжета, только сюжет внутренний. Ф. Купка писал: «Кажется ненужным изображать деревья, когда люди видят более красивые по пути на выставку». Его картины были музыкальны и ассоциировались со звучанием органа. Многие его полотна имели музыкальные названия: «Ноктюрн», «Фуга».


Вот, например, полотно Ф. Купки «Двухцветная фуга» (1912).

В музыке фугой называется произведение, в котором мелодия переходит из одного голоса в другой. Слово образовано от латинского fugere «бежать», «убегать».

На картине художника в роли мелодии выступает цвет, который переходит из одной плоскости в другую, пересекаясь, отдаляясь и снова пересекаясь.

Ф. Купка утверждал: «Природа все время меняется, ее суть – в метаморфозах. Поэтому беспредметная картина воспроизводит жизнь точнее, чем самая верная реалистичная живопись».


Орфизм в русской живописи

Орфизм оказал влияние на русскую живопись в первых десятилетиях XX в. непосредственно через прямые контакты русских художников с самим Робером Делоне и через знакомство с творчеством орфистов. Это влияние особенно ярко выражено в отдельных работах Александры ЭкстерГеоргия Якулова, Аристарха Лентулова и Александра Богомазова.


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация