Ренессанс в живописи - кратко


В Средние века церковь определяла направления науки и культуры. Человек и его природа считались грешными, основным объектом познания должен был быть Бог, а основной источник мудрости, знаний и вдохновений - Священное Писание. Но в XV столетии появляется новый стиль в культуры, навсегда повернувший ход истории – Ренессанс или Эпоха Возрождения. В этой статье разберемся, какое влияние он оказал на развитие живописи.


Появление Ренессанса и его философия

С XIII века в Европе намечаются тенденции появления новых элементов в культуре. С развитием городов, возникают новые центры культуры, альтернативы церквям и монастырям. Формируется городское самоуправление, а также богатый класс горожан, спонсирующих деятелей культуры. 

Кроме того, с началом упадка Византии греческие книги все чаще вывозятся на Запад, в частности в итальянские города-государства. Итальянские литераторы Данте, Боккаччо и Петрарка начинают переосмыслить средневековые ценности, человек, его чувства и грехи дают авторам основные сюжеты. Появление книгопечатания в середине XV века ускорило популярность античной литературы. Начинается переосмысление античных авторов, человек вновь постепенно становится объектом для исследования. Появляется философия гуманизм: человек, наделенный разумом, объявляет наивысшей ценностью. 


История

В XIII в итальянских городах начинается развитие скульптуры с изображением человека. Авторы словно подражали античным скульпторам. Со временем их идеи перенимали художники. 

В XV веке в Италии начинается период "кватроченто", то есть "четыреста". В новых храмах появляется мода на огромные фрески со сценами из Нового и Старого завета. Тут следует выделить таких авторов как Мазаччо,  Пинтуриккио и Учелло. В 1490 году Леонардо да Винчи создал свою легендарную "Тайную вечерю" в Миланском соборе Санта-Мария делле Грация.

С конца XV столетия начинается эпоха Высокого Возрождения. Это было время творчества Боттичелли, Тициана, Рафаэля Санти, Микеланджело, ну и конечно же Леонардо да Винчи. Портретная живопись также окончательно входит в моду, яркий пример - "Мона Лиза"

В XVI веке идеи Ренессанса проникают за пределы Италии, начинается "Северное возрождение". Самыми яркими представителями этого направления считаются Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн.



Характеристика живописи

В Средние века живопись была представлена иконографией и книжными миниатюрами, где прослеживается непропорциональность элементов (особенно человеческих тел), а также условный характер изображения. Смысл и образ были важнее эстетического наполнения. 

Во Флоренции, Риме, Венеции и других городах Италии художники начали заново открывать для себя красоту старины. На картинах вновь стал изображаться человек, стали рисовать даже библейских персонажей (например, Мазаччо - "Изгнание из рая"), что раньше считалось татуированной темой. Мифологические темы также стали очень популярными (например, "Афинская школа" Рафаэля). В Италии развилась портретная живопись и был создан прототип пейзажа, популярного в позднем голландском искусстве барокко.

Существенным нововведением стало изобретение сходящейся геометрической, линейной и воздушной перспективы. Портреты стали писаться на фоне пейзажей, что подтверждает сильный поворот ренессансной живописи к природе. Было введено сфумато, свет на картинах стал слегка туманный, активно начали использовать светотень.

Художники эпохи Возрождения опирались на три важных принципа. Первым было возобновление интереса к древности и систематическому изучению античного искусства, вторым было сосредоточение внимания на человеке (гуманизм), а третьим - открытие и освоение принципов линейной перспективы. Благодаря этим трем принципам в западном искусстве произошла настоящая революция. Источником вдохновения для художников эпохи Возрождения была, с одной стороны, природа, за которой они терпеливо наблюдали, а с другой - античное искусство, усердно изучавшееся в этот период во всех мастерских художников, скульпторов и архитекторов.

Эпоха Возрождения начала новую эру не только в живописи, но и в целом истории. Человек перестал быть греховным. Человек, а не Бог стали в центре познания. Именно это положило конец Средневековью.  



 
0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация