Аппликация в живописи - кратко

 


Метод получения какого-то изображения путем наклеивания определенных фигурок, узоров из различных материалов на фоновую основу в декоративно-прикладном искусстве носит название аппликация

Термин происходит от латинского слова «application», что в переводе звучит как «прикладывание».


История появления аппликации 

Во время археологических раскопок в горном Алтае были найдены кожаные фигурки. Этот материал использовался древними кочевниками для украшения конской упряжи, шатров и меховых фляг. Историки считают, что родиной аппликации является территория жителей древних алтайских племен

Аппликация появилась в то время, когда возникла необходимость человеку сшивать шкуры убитых на охоте зверей и украшать готовое изделие. Для этого древние портные вырезали своеобразные фигуры из кусочков другого оттенка и цвета кожу, мех и прикрепляли к одежде. 

С XII столетия животный пергамент заменил новый материал – бумага и во Франции началась распространяться мода на изготовление бумажной аппликации. Потом для украшения использовали бархат, атлас, чеканные пластины и другие материалы. 

Во времена рыцарства вышивка стала популярным ремеслом. Тогда появились родовые знаки – гербы. Геральдический знак должен был четко просматриваться с двух сторон, и это условие привело к развитию аппликации во Франции и Германии

Потом аппликацию начали использовать итальянские, испанские, немецкие портные. 

Через довольно короткое время аппликация стала популярным видом искусства в России. Начались создаваться сообщества любителей аппликации, которые использовались для оформления картин и украшения одежды. 



Роль аппликации у славянских народов

У жителей Восточной Европы аппликация исполняла функцию талисмана – защитника жилища, человека, его одежду от злых духов. Народные умельцы свои узоры составляли из определенных солярных знаков. Солярный символ женщины с поднятыми руками у славян символизировал источник богатого урожая. Конь – знак миролюбивой крестьянской жизни. Зеленое дерево обозначало счастливое продолжение рода, а птицы являлись знаком весны, тепла и семейного счастья. 

С развитием цветного материала большое значение у художников-аппликаторов имел цвет рисунка: черный символизировал плодородную землю, желтый – солнце, а красный был знаком жизни. 



Современные виды аппликации 

Сейчас современная аппликация состоит из большого количества различных видов и способов изготовления картин и витражей. 

Благодаря тому, что художники используют современную технологию в своих работах, все виды аппликации классифицируются по следующим критериям:

1.По форме. Она может быть плоской. Если предметы крепятся на поверхность только частью и при этом создается видимость объема - называется «объемная форма аппликации».

2.По цвету. Созданная картина может быть одно или многоцветной.

3.По тематике. Аппликацию изготавливают для украшения мебели, одежды, обуви и предметов домашнего интерьера. 

4.По материалу. Современные художники для аппликации используют маленькие декоративные объекты с отверстиями для навязывания на нити или проволоку (бисер), кожу, солому, листья, кусочки дерева и другие материалы. 

5.По типу основы. Холстом, на который крепится аппликация, может быть ткань, дерево, бумага, пластик или стекло.

6.По стилю. Сейчас популярными стилями являются винтаж, дизайн интерьера, отражающий простоту деревенской жизни (кантри) и милитари – стилевое направление в одежде. 

7.По способу крепления. Аппликация, в зависимости от материала, цвета, формы, стиля может пришиваться или наклеиваться. 



Художники-аппликаторы

Искусством аппликацией интересовались многие художники XIX-XX столетий. Народный умелец Капитон Иванович Воробьев, вошедший в историю изобразительного искусства, под именем «Акакий». Представитель позднего классицизма граф Федор Толстой. Мастер силуэта Елизавета Кругликова. Теоретик изобразительного искусства Владимир Фаворский и другие современные зодчие.






 

 

 
 


 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация