Ар нуво в живописи - кратко
Ар-нуво это стиль, сочетающий в себе несколько жанров одновременно. Он является следствием пересмотра и переработки художниками культурного наследия всего мира. Его характерными чертами считаются волнообразные линии, причудливо изогнутые и лёгкие, будто парящие на холсте с помощью спиралевидных форм. Узнать ар-нуво на картинах можно по динамике и четкости узоров.
Возникновение стиля
Американские и европейские художественные школы развивали стиль одновременно. Это в конечном итоге привело к тому, что ар-нуво имеет несколько определений, появившихся в разных странах мира. В России его знают под термином модерн. Бельгийцы используют определение либерти. Во Франции название взяло начало от парижского магазина уникальных на тот момент восточных товаров и именуется ар-нуво.
Стилистика вобрала в себя все основные законы традиционной японской гравюры: минимум деталей для украшательства, тонкость и чёткость линий прорисовки, полное соответствие фона и основы картины, удлинение элементов для эффекта движения и легкости восприятия. Основным источником декора картин является мир растений и животных как богатейший источник для фантазии творцов.
Ар-нуво в живописи всех стран имеет некоторые общие черты:
• придание изображению декоративности;
• восточные ноты в изображениях;
• рисунок без четко прорисованной перспективы;
• контрастные сочетания в оттенках;
• текучесть форм, оригинальность контуров.
В некоторых источниках указано, что первой начала становление ар-нуво как живописной стилистики английская школа художества. Первые признаки стиля встречаются в работах творцов с 1850 г., выступавших против надоевших своей строгостью и грубостью викторианских условностей. Чётко прослеживающееся противостояние академическим традициям и возврат к природным формам, средневековому ремесленничеству можно наблюдать в росписи «Павлинья комната», появившейся в 1877 г. благодаря таланту Джеймса Уистлера.
Творцы и их работы в стиле ар-нуво
Рождение стилистики совпало с первыми признаками окончания затяжного периода импрессионизма во Франции. Там уже в 1880 г. появляются полотна с четкими характерными признаками ар-нуво. Например, картина «Звездная ночь» кисти Ван Гога, где присутствует динамика от спиральных линий. Огромное влияние оказал на стиль Поль Гоген, основные работы которого пришлись на это же время. С 1890 г. он выпустил таитянские картины, где прослеживались четкие линии, плоскости и однообразие цвета в фоне, пейзаже, одежде, декоре.
Альфонс Муха и его декоративные панно так же проявляют все признаки ар-нуво. В его работах представлены женщины на фоне переплетающихся цветущих растений. Большим спросом пользовались его афиши, наполненные единой цветовой гаммой и узорами в виде спиралей.
Существовало очень много техник для изображения стиля ар-нуво. Однако мастера объединены едиными общими характеристиками. Они создавали большие живописные панно, пришедшие на смену небольшим картинам, которые передавали сюжетную линию чёткой прорисовкой в силуэтах и декоре, цветными пятнами и ритмичностью. Художники старались дать больше декоративности своим творениям, стирая классические образцы.
Закат ар-нуво в живописи
Стилистика, несмотря на свою популярность в прошлом, потеряла актуальность к 1910 г. Ей на смену пришли новые течения и модные стили, навеянные событиями мира и бунтарским духом. Некоторые элементы ар-нуво можно встретить сегодня в работах современных живописцев. Часть творцов сохраняет его характерные черты в декоративно-прикладных работах.