Бытовой жанр в живописи - кратко


Самым распространённым и древним жанром живописи является бытовой жанр. Он охватил все стороны человеческой жизни: частную, повседневную, общественную. 

По-другому произведения бытового жанра называют «жанровой живописью».


История жанра

История этого жанра уходит в глубь веков.


Древность

Уже в древних цивилизациях Африки и Египта существовал обычай изображать жизнь во всех её проявлениях.

В Древней Греции была развита вазопись, и бытовые сцены чаще всего были темой росписи. Древнегреческая вазопись осуществлялась при помощи специальных красок на керамических сосудах. Затем изделие подвергалось обжигу.

В Китае бытовые изображения известны с IV в. н. э.

В Средние века рукописи в странах Востока и Европы часто украшали миниатюрами. Таким образом, бытовой жанр был одним из самых распространённых.


Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения некоторые художники, работавшие в основном с религиозными сюжетами, стали включать в свои картины бытовые детали (Джотто, Лоренцетти, XIV в.). В XV в. братья Лимбург во Франции изображали в своих миниатюрах картины труда, народного быта. Франческо дель Косса (Италия) в XV в. делал росписи не только на религиозные сюжеты, но и светские, изображая бытовые сцены. В Нидерландах жанровая живопись в XV в. привлекала Луку Лейденского, а в XVI в. – Питера Брейгеля Старшего.


Голландская живопись

В Голландии в XVII в. бытовой жанр был особенно развит. Вся окружающая жизнь у голландцев буквально «переселялась» на полотна: окрестности городов и деревень, домашние животные, лодки рыбаков, крестьяне в работе и на отдыхе, заросшие травой дворы, пустынные тихие улочки… В бытовом жанре работали многие голландские художники: Ян Βермер, Φранс Χалс, Μаттиас Стом, Ян Стен и др.

Но не везде в Европе жанровая живопись процветала и была востребована. В некоторых странах она считалась живописью «низшего сорта» – например, в Италии, Испании, Франции. И даже Веласкес, этот испанский гений барокко, не смог переломить отношение художников и общества к этому жанру. Сам он работал в разных жанрах, но всегда хотел рисовать Испанию настоящей, живой. Его интерес к простым людям не угасал на протяжении всей жизни.


Бытовой жанр в XVIII веке

Этот век стал более благосклонным к жанровой живописи, во Франции появилось много художников-жанристов: Αнтуан Βатто, Клод Βерне, Жан Батист Шарден, Φрансуа Буше и др.

А. Ватто видел в бытовой жизни свою прелесть и даже черты романтизма, хотя эпоха романтизма была ещё впереди.

Реалии быта интересовали художников и в других странах: Уильяма Χогарта, Томаса Гейнсборо в Великобритании, Φ. Гойи в Испании.

В России в то время в жанровой живописи работали М. Шибанов, И. Ерменёв.


Жанровая живопись в XIX веке

В XIX в. в разных странах начался очередной расцвет жанра, что было связано в основном с развитием реалистического искусства. Художники часто изображали на своих полотнах людей, униженных и оскорблённых жизнью: бездомных, нищих, больных...

Даже у постимпрессиониста ван Гога среди портретов, пейзажей и натюрмортов появляются картины с изображением бытовых сцен.

Количество художников-жанристов постоянно увеличивалось: Τеодор Руссо, Οноре Домье, Эдгар Дега, Пьер- Οгюст Ренуар, Поль Гоген (Франция), Кете Кольвиц, Αдольф Μенцель (Германия), К. Хокусай (Япония) и др.


Бытовой жанр в России (XIX в.)

В России в этом жанре работали многие известные художники: П. Федотов, В. Верещагин, И. Репин, Н. Ярошенко, В. Серов и др. Часто жанровые картины использовались художниками для обличения человеческих пороков – тщеславия, лжи, стремления к внешнему блеску, пренебрежения к бедности и т.д.

У художника П. Федотова, одного из основоположников русской бытовой живописи, есть несколько полотен с подобной тематикой: «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Свежий кавалер» и др.

Художник показал «аристократа», которым овладела страсть казаться не тем, кто он есть на самом деле. Он стесняется сам себя, своего положения и живёт напоказ: в данный изображённый момент он старается спрятать свою бедность и прикрывает книгой недоеденный кусок чёрного хлеба – этот кусок и составляет завтрак мнимого «аристократа».


Жанровая живопись в эпоху символизма

Рубеж XIX-XX вв. в русском искусстве был назван Серебряным веком. Бытовой жанр остался популярен, но несколько видоизменился: простая жизнь людей становится вневременным символом. Это ярко выражено в творчестве В. Борисова-Мусатова, которого считают мастером символических изображений «дворянских гнёзд». 


Современная жанровая живопись

XX в. был насыщен социальными проблемами и противоречиями, революциями, войнами и т.д., художники не могли не откликнуться на эти события.

Но и простая, повседневная жизнь людей была отражена в их творчестве: строились новые города, возводились заводы, люди покоряли космос, растили детей, мечтали, занимались спортом, учились – всё это становилось новыми сюжетами бытового жанра.

Мастерами бытового жанра в XX в. были Э. Μунк (Норвегия), П. Пикассо (Франция), И. Сулоага (Испания), Д. Беллоуз, Р. Κент, Э. Уайет (США), Р. Гуттузо (Италия), Д. Ривера (Мексика) и др.

А в России Б. Κустодиев, А. Пластов, З. Серебрякова, Д. Жилинский, Г. Κоржев, В. Попков, Ф. Решетников.

Жанровые картины наполнялись новыми смыслами, юмором или философскими размышлениями.


 

  

 

 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация