Веризм в живописи - кратко
Чтобы понять суть художественного направления, нужно познакомиться с той обстановкой, в которой находилась страна.
Италия. Вторая половина 19 века. Страна раздроблена, охвачена борьбой за объединение земель и одновременно национально – освободительным движением. Молодые люди собираются в одном из кафе Флоренции для дискуссий. Многие из них были участниками освободительного движения. Ими обсуждаются вопросы искусства и политики.
Небольшая группа итальянских художников, не приняв европейские академические взгляды, образовали новое течение в живописи.
Веризм – так называется новое направление (vero – истинный, правдивый). Они первые создавали свои произведения на открытом воздухе, чтобы придать естественность цвету и тени. Французского импрессионизма не было еще несколько лет.
Особенности веризма
Приверженцы веризма искали способы оживить искусство, чтобы с их помощью отображать как можно глубже социально-психологические конфликты общества, максимально правдоподобно изобразить существующую действительность.
Основная задача веристов – объективно с научной точки зрения изучать и изображать факты жизненных реалий современного общества, быта итальянцев и психологии простого народа. Приверженцы течения выражают глубокое сочувствие к угнетенным слоям населения. Темой произведений стала борьба рабочего класса за свои права, тяжелое существование крестьян вместо героического или легендарного.
Крестьяне и бедняки, простые жители и борцы за независимость Италии являлись героями романов и новелл, живописцы отображали их жизнь на полотнах. Ими создана целая галерея образов прославленных деятелей истории и культуры Италии. Внутреннее положение страны они изобразить не смогли.
Никто из них не знал, как устранить социальную несправедливость. Поэтому в их произведениях просматривались пессимистические настроения обреченность, мелодраматизм и поверхностная иллюстративность.
В некоторой степени им удалось достигнуть цели, но широкого распространения это движение не получило. Поэтому оно известно в основном в Италии. Члены группы были верны своим взглядам на протяжении многих лет, многие испытывали нужду и умерли в полной нищете.
К особенностям веризма относят:
- сочетание ярких световых пятен в свободной манере;
- в картинах отображаются остросоциальные моменты на злободневные темы;
- тесная связь с происходящим в действительности;
- лаконизм.
Психология – это та сфера, где веристы проявили себя наиболее эффективно.
Истоки веризма
Впервые термин был использован в 17 веке при обозначении одного из направлений в барокко. Веризм наблюдался и в литературе, и в музыке.
Молодые художники, увлеченные идеями веризма, находились под влиянием творчества Э. Золя, Г. Флобера и Г. Мопассана, вдохновлялись произведениями великих художников прошлого: Рембрандта, Караваджо, Тинторетто.
Большое влияние оказала Барбизонская школа. Она представляла собой объединение французских художников, изображавших пейзажи реалистичными, такими, какими они были в действительности. Их не надо было приукрашивать, так как были прекрасны сами по себе. Школа оставила значительный след не только во Франции, но и во всей Европе.
Среди мастеров Веризма наиболее известны Д, Фаттори, С. Лега, Франческо П. Микетти, Джузеппе П. Пелицца, Винченцо Вела и другие.
Веризм – это одна из ветвей реализма, представлявшего глобальный стиль в искусстве. Хотя направление не было востребовано обществом в полной мере, тем не менее, значительно повлияло на развитие реалистичного способа изображения действительности в мировой художественной школе.