Караваджизм в живописи - кратко


Караваджизм – это направление в живописи, получившее распространение в конце XVI – начале XVII веков. Название происходит от имени основоположника стиля Микеланджело Меризи да Караваджо


Кто такой Караваджо?

Караваджо – итальянский живописец XVII века. Его картины украшают стены лучших музеев по всему миру, несмотря на многочисленные проступки, в числе которых убийство, драки, грабежи. В 12 лет он был отдан миланскому художнику Симоне Петерцано, у которого обучался живописи и искусству. 

По исполнению 20-ти лет молодой Караваджо отправился в Рим. В возрасте 26-ти лет он получил признание и славу. Его имя было на устах всех ценителей искусства. Переломный момент в творчестве художника случился в июне 1599 года. Караваджо согласился написать картины для католической церкви, посвященных Святому Матфею. Мастер не хотел повторять работы предшественников. И тогда художник совершает живописную революцию. В его картинах религия растворена в реальной жизни.  За счет этого герои и сюжеты картин получались правдоподобными и реалистичными. 


На картине «Призвание апостола Матфея» 1599 – 1600 годов мы видим библейский сюжет. Вокруг мрачная обстановка. Это – штаб-квартира Матфея, где он ведет незаконный бизнес. Неожиданно, во время одной из таких сделок к нему приходит Иисус Христос. На полотне вы не увидите привычного для этого сюжета ангела и чистого неба. Только еле заметный нимб Иисуса Христа отсылает нас к религиозному контексту.


Барокко

На XVI – XVII века пришлось много потрясений. Активно происходят великие географические открытия, научные открытия, устраиваются религиозные гонения и многое другое. Такие внешние события оказали влияние и на искусство. На смену Эпохе Возрождения (Ренессанс) приходит Барокко. 

Произведения Барокко динамичные, эмоциональные и вместе с тем вычурные, пышные. В картинах раннего творчества Караваджо можно увидеть этот стиль. Это можно наблюдать в таких картинах как «Шулеры» 1596 года, «Маленький больной Вакх» 1953 года и «Мария Магдалина» 1956 – 1957 годов.

Однако вскоре в картинах появляется собственный почерк мастера, который лег в основу караваджизма.


Караваджизм

В основу караваджизма легли особенности написания картин Караваджо, такие как: сюжеты и световые эффекты. Герои картин Караваджо находятся в темных пространствах, возможно, чтобы ничто не отвлекало зрителя от смыслового центра картины, а основное действие подсвечено ярким пучком света. Такой прием получил название тенебризм. С его помощью изображению придавалась глубина. Также, на полотнах преобладает мрачная цветовая гамма: кроваво-красный, темно-зеленый, коричневый, черный, серый. А изображенные герои часто выражают тоску, горе, печаль, страх.

В отличие от барокко в караваджизме нет напущенной пышности и вычурности. Сюжеты и их воплощения реалистичны и вообразимы в реальности. Стиль распространился далеко за пределами Италии. Среди приверженцев караваджизма есть мастера из Нидерландов, Франции, Испании.

Одними из первых последователей стали итальянские художники Марио Миннити, Орацио Джентилески и Джованни Бальоне. Помимо этого, огромное влияние караваджизм оказал на раннее творчество Питера Пауля Рубенса, Рембрандта и Диего Веласкеса. Однако позже художники свой собственный неповторимый почерк в искусстве.


Знаковые работы в стиле караваджизма: Хосе де Рибера «Магдалена Вентура с мужем и сыном» (лучше это не видеть), написанная в 1631 году, Жорж де Латур «Святой Иосиф» 1642 года, Дирк ван Бабюрен «Сводня» 1622 года и «Положение во гроб» 1617 года, Валантен де Булонь «Гадалка» 1628 года.


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация