Мизерабилизм в живописи - кратко


Возникновение мизерабилизма

           Мизерабилизм – это одно из направлений изобразительного искусства, зародившееся после 1940-х годов. Местом возникновения принято считать Францию, родину всего необычного и, на первый взгляд, абсурдного. Суть направления – показать человеческую душу, полную разнообразных эмоций, чаще негативных, без прикрас, на фоне домашних дел.  Поэтому на холсте появляются одинокие фигуры в окружении предметов быта, самых обычных: стола, стула, ванны, еды, велосипеда, иногда мертвых животных. Встречаются картины с обнаженными персонажами, подчеркивающими безысходность ситуации, когда внешний вид становится символом протеста против существующих моральных устоев.

 

Особенности мизерабилизма

            Данное направление в живописи использует принцип фигуративности, где вся картина состоит из одного, реже двух и более, персонажа. Лицо, поза, одежда напоминают геометрические фигуры, с четкими линиями, тщательной прорисовкой мелких деталей. Отличительной чертой мизерабилистов стало:

  1. Одинокая фигура в интерьере замкнутой комнаты. Часто нет окна, что подчеркивает отрешенность от внешнего мира, нежелание открывать внутренние волнения перед другими людьми.
  2. Истощенные фигуры, напоминающие скелеты. Складывается ощущение, что их давно не кормили или истязали тяжелым трудом. Сгорбленная осанка передает состояние обреченности, смирения перед ежедневными проблемами жизни.
  3. Большие, на все лицо глаза, наполненные тоской. В них читается разочарование существующим миром, призыв к помощи, спасению от обыденности и, возможно, бедности. Гневные глаза встречаются реже, связаны с насилием над другими. Их предназначение – показать превосходство сильных над слабыми, а еще для морального урока (искоренение порочных привычек).
  4. Серый фон, отсутствие ярких красок, доминирование черного цвета. Все это загоняет человека в рамки без возможности выхода наружу. Нет ни капли солнечного свете, мир отверг страдающих личностей, заставил справляться со своими страхами самостоятельно.
  5. Минимальное количество предметов интерьера намекает на то, что человек должен довольствоваться малым и жить по своим возможностям. Мизерабилизм изображал реальную жизнь, бедных людей, живших на грани, отчаявшихся обрести нормальные условия быта.
  6. Обнаженные тела или с минимальным количеством одежды. Такая живопись намекает на усталость человечества бороться с моральными принципами. Персонажам все равно на свой внешний вид, им комфортно здесь и сейчас. И неважно, что скажут другие – так выражается болезненное состояние одиночества.

 


Основатели мизерабилизма

            Первым решается на создание картин в жанре мизерабилизма французский художник Франсис Грюбер. Его персонажи практически не отличались от реальных людей, присутствуют яркие краски, нет тех грустных глаз, что станут ключевым элементом последователей этого направления. 



            По стопам Грюбера пошел его соотечественник Бернар Бюффе. Он приблизил персонажей картин к фигуративности, наполнил их тоской и негативным отношением к миру, заставил мир по иному взглянуть на страдающую личность. В наши дни его картины имеют большую популярность за минимализм в изображении интерьера и глубинц передаваемых эмоций.

                 В России к последователям мизерабилизма можно отнести Федора Михайловича Морозова. В отличие от французских коллег его картины выглядят живыми, яркие краски создают атмосферу радости, желания жить. Уже нет одиноких фигур, все больше скопление людей, занятых обычными делами: загорают на пляже, моют посуду, едят вкусную еду и просто получают удовольствие от всего. Нет и грустных глаз, лица размыты, персонажи повернуты к зрителю спиной, окружены множеством предметов интерьера. Возникает ощущение переполненного чемодана со всем необходимым. И вместе с тем, четкие линии, прорисовывание каждой детали создает гармоничный образ, все на своем месте.

                  В 21 веке мизерабилизм стал популярным направление в живописи. Художников привлекает его аскетичность, возможность изображать все, что попадается на глаза. Многим нравится его глубина в изображении человеческих эмоций, а других притягивает выбор одного цвета, что соответствует концепции отрешенности, замкнутости в своем мире творчества.

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация