Пленэрная живопись


Живопись на открытом воздухе (пленэр) – это не просто демонстрация своих талантов окружающим людям или самолюбование. На самом деле это реально существующий термин, означающий определённую технику живописи. Кроме того, это и непосредственный итог выполненной работы, запечатлевшей почти с фотографической точностью состояние окружающей природы в короткий миг времени. Пейзажисту в студии никогда не передать свежести, мимолётности, переменчивой игры красок природы под влиянием солнца и воздуха, которые возможны при работе на пленэре. Никакая сила таланта, работа по этюдам, натурным зарисовкам или письмо по памяти не заменят живопись на открытом воздухе.


История появления

Ещё на заре цивилизации художники начали писать с натуры. В античные времена прекрасно умели пользоваться естественным светом, окружающими условиями открытого пространства. Немало шедевров, созданных в подобных обстоятельствах, дошло до нашего времени. Но термин и формирование этого стиля техники написания появились лишь в XIX веке, а точнее, в начале первой его половины. Это было время оформления основных принципов данного метода и его распространения в среде творческого общества. 

Родоначальниками пленэра считаются английские художники Джон Констебль, прославившийся своими пейзажами, и Ричард Паркс Бонингтон, завоевавший популярность своими непревзойдёнными акварелями. Если до них художники выезжали на природу, делали наброски и заканчивали произведения уже возвратившись в студию, то они решительно сломали эти традиции. Картины стали писаться от первых штрихов и до последних мазков на открытом воздухе.

Первым официальным произведением в стиле «пленэр» считается картина Джона Констебля "Строительство лодки возле мельницы Флэтфорд".   


Особенности пленэрной живописи

Написание картин на природе, а не в закрытых пространствах – студиях, мастерских и других специально оборудованных помещениях, называется пленэрной живописью. Этот же термин обозначает реалистичное отражение окружающей натуры и красочную передачу всей гаммы красок природы в естественных условиях. Технике передаче активно способствует свет, воздух и другие природные факторы.

Само слово «пленэр», если говорить точно – два слова (en plein air) переводится с французского «на открытом воздухе». Этот стиль живописи допускает использование любой техники письма, но содержит ряд особенностей, принадлежащих непосредственно пленэру. К тому же эта техника написания отличается ограниченным временем. Объясняется это тем, что работа на открытом воздухе не может быть продолжена в условиях мастерской. Причина проста – отсутствие естественных условий (света и воздуха) ограничивает возможность передачи всей красоты и игры красок, обеспечиваемых солнцем, окружающей атмосферой.

Пленэристы отказались от тщательной прорисовки предметов. Конкретные силуэты объектов практически не выражены, а порой и вовсе отсутствуют. Всё внимание уделяется, как уже говорилось выше, передаче мимолётных, быстроменяющихся настроений окружающей природы.


Школа пленэра

Отказавшись от академических условностей, художники-пленэристы перестали воспроизводить детально и скрупулёзно окружающую действительность, какой бы прекрасной она ни была. Их целью стала задача передать впечатления, полученные от общения с природой, наслаждение богатством её красок, их игрой под влиянием света и воздуха. Не случайно, именно импрессионисты подхватили   эту технику живописи и дали ей жизнь на столетия вперёд.

Сегодня пленэр получил широкое признание и расширил границы своих возможностей. На заре развития этой техники основой была живопись. В настоящее время любая техника исполнения этюдов на открытом воздухе (простой карандаш, маркер, краски или пастель, даже графический планшет) считается пленэром. 

Для начинающих художников это основная ступень обучения, поскольку пленэр очень сложен в исполнении. Овладение этой техникой означает успешное обучение искусству живописи. Даже маститые художники периодически выезжают на природу, чтобы обновить своё профессиональное мастерство в творческой лаборатории природы.

Слово «пленэр» не стало специфическим термином в художественной среде живописцев. С развитием новых технологией оно получило применение и в других творческих областях. Фотографы называют им свой выход на природу в поисках новых свежих тем, живописных, оригинальных сюжетов и кадров. Интерес к этой технике живописи с годами не только не ослабевает, но и, наоборот, усиливается. Даже с появлением новых стилей и направлений в искусстве живописи интерес к пленэру неизменно остаётся на пике популярности. 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация