Минималисты. Романтики, творящие то, что никто никогда не видел.


Минимализм в живописи - кратко.


Минимализм – авангардное направление искусства. Как миксер смешивает ингредиенты до однородной массы, так минимализм перемешал в себе весь авангард XX в. По сути – это тот же, характерный раннему авангардизму, бунт против традиционного искусства. Но бунт, сводивший до нуля, прежние художественные требования. Из утилитарного (практичного) авангарда минималисты вычеркнули весь политически-социальный смысл, мешавший, по их мнению, заострить внимание на главном


Концепция стиля:    

  1.     простота – доминирование линий и кубических конструкций
  2.     чистые (простые) цвета палитры, стремление использовать один цвет  
  3.     (монохромность) 
  4.     лаконичность композиции
  5.     нет места ассоциациям и эмоциональным переживаниям 
  6.     близость к абстракции


   В работах минималистов не надо искать тайный смысл или какую-то историю. Следуя железному правилу  – "Квадрат – это квадрат и ничего больше" – на полотна переносились обычные предметы, попавшие в поле зрения художника. "Суповые банки Кэмпбэлл" Энди Уорхола (1927-87) – просто суповые банки. И не суть кто их откроет и съест. 


 

   Ремесленники

   Минимализм родился в Нью-Йорке (начало 1960-х). Группа американских художников решила, что творчество стало скучным и слишком правильным. Название произошло из небольшого сочинения "Минимал-арт" (1965) философа Ричарда Воллхайма (1923-2003) и проникло во все сферы искусства. Минималисты пытались даже  стереть грань между живописью и скульптурой. На картинах появились геометрические формы, а в скульптуре – признаки живописи. 

   Термин созвучен аскетизму. Художники не озадачивались выбором материала для творчества: краски и кисти из ближайшего маркета. Произведения – бескомпромиссные формы с холодной цветовой палитрой, чаще из одного-двух цветов. 

Критики обвиняли минималистов в ремесленности: то, что делают они – может любой маляр. Сол Левит (1928-2007) – автор 1350 декоративных работ. Полотном ему служила не конкретная поверхность, а вся архитектура помещения. Человек, находящийся в нем, оказывался в центре картины, становился её частью. Стены и потолок помогала красить бригада маляров. Но никто из них не стал вторым Левитом. 


 

Чёрное и белое

Маляром подрабатывал и Френк Стелла (род. 1936). Его место в жизни определило творчество Джаспера Джонса (род. 1930). Джонс творил в стиле нео-дада, используя обрывки бумаги, тканей, применял технику энкаустики (расплавленный воск). Стелла пустил в дело малярную кисть и чёрную интерьерную краску, создав самые громкие произведения своей жизни – "Черные картины" или "Чёрная живопись". Ценители искусства назвали их – "чистой и безликой визуализацией", на что и рассчитывал автор. На холсте он рисовал чёрные квадраты, оставляя место для белых линий (неокрашенная поверхность холста), образующих геометрические фигуры. Много чёрного и чуть белого подчёркивали симметрию и двухмерность картины. Стелла утверждал: "Картина – просто плоскость, покрытая краской. Что бы работать в данном стиле, надо быть большим романтиком". Впоследствии он обратился к комбинированной живописи. Помимо краски, использовал проволочную сетку, обрезки стальных труб. 


 

 Художник и обезьяна  

 Минималисты не задумывались о славе. Свои шедевры они творили исходя их того, что попадется под руку. Простота материалов подсказывала темы работ. Мировую известность художники получили благодаря галеристам. Последние чутко уловили очередной бунт в искусстве и распиарили его скорее в угоду личному финансовому благополучию, чем любви к искусству.  


 В 1970-х минимализм распался на два направления. 

 Нео-минимализм. Расплывчатый художественный стиль. Другие названия: "нео-футуризм",  

"нео-концептуализм". 

 Пост-минимализм. Попытка выйти за грань минимализма, сохранив основную идею. 

 Акцент смещается от идеи к форме её передачи: стремление к смысловой нагрузке при 

 сохранении простоты.  


 Минимализм сегодня моден в дизайне: интерьерном, ландшафтном, одежде. Не прошёл стороной IT-технологии. Но если в этих областях он более-менее понятен, то в живописи не посвящённому разобраться трудно. Сол Левит сравнивал художника-минималиста с обезьяной. Её поведение поймёт только цивилизованный критик. 

 

 

 


  



 


 


 


  




0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация