Акционизм в живописи - кратко
Искусство действия, экшн – арт. Что за этим следует понимать? Авангардный стиль в живописи, сформированный во второй половине 20 века в Западной Европе. Смысл акционизма заключается в том, что зрителям демонстрируется не результат художественного картины, а сам процесс ее создания. Исчезает грань, отделяющая действительность от искусства.
Направления акционизма
Пытаясь найти новые способы самореализации, авангардисты провели множество экспериментов, в результате выявилось несколько направлений:
- перфоменс,
- хэппенинг,
- эвент,
- искусство действия,
- искусство демонстрации
- ситуационизм
- другие.
Перфоменс и хэппенинг – более всего выделились и имеют четкие очертания.
Перфоменс
Действие продумано и спланировано заранее. В нем принимают участие один человек или несколько. Иногда в действие – акцию вовлекаются зрители. Чтобы адекватно воспринимать происходящее, специальная подготовка не нужна. Все рассчитано на непривычные ожидания. Художник здесь и сейчас демонстрирует интригующее, порой шокирующее яркое действие. Оно надолго запоминается, вызывая сильные эмоции. Примеры:
- С. Туник постоянно проводит публичные фотосессии в стиле ню:
- П. Павлинский поджег входные двери центрального входа управления ФСБ, предварительно облив их бензином. Если его посадить, он прославится на весь мир;
- О. Кулик в голом виде с ошейником изображал собаку. На его взгляд так выглядит русский человек в глазах европейцев.
Перфоменс состоит из смеси разных жанров – танца, живописи, актерского мастерства и много чего другого. Чтобы привлечь внимание, используют звук, необычные костюмы, иногда действие совершается без одежды. Задача - не просто развлечь, но и спровоцировать зрителей.
Сто лет назад такой вид искусства носил название футуризм. Он развивался и трансформировался. Сегодня перфоменс – модное направление.
О. Кулик
Квест – перфоменс
Направление появилось сравнительно недавно, представляет собой развлекательную викторину и театральное представление одновременно. В игре принимают участие профессиональные актеры и просто участники. Их взаимодействие вызывают сильные эмоции и переживания.
Н: имитируются фильмы ужасов, игроки убегают от маньяка. Действие происходит в полутемном помещении, в котором повсюду кровавые следы. Квест – перфоменс особенно приветствует современная молодежь.
Народный перфоменс
К ним относят флешмобы, в которых задействовано большое количество участников. Демонстрации и шествия направлены на усиление внимания к какой-то проблеме. То, что сделали Hussy Riot, есть одна из форм перфоменса, он носит скандальный характер.
Хэппенинг
Интереснее перфоменса. В действии участвует художник, оно не контролируется им полностью. Привлеченные зрители вовлекаются в сценку и контактируют между собой. Сценарий заранее не подготовлен, все происходит спонтанно и носит характер импровизации.
До сих пор помнят случай с художницей М. Абрамович, когда она закрылась в галерее на несколько часов. В помещении было 70 предметов. Зрители могли делать с предметами и с телом представительницы все, что вздумается. Суть заключалась в том, чтобы показать, что в каждом человеке есть ужасное и он может причинить боль другому. Тем более, когда наказания не будет.
Хэппенинг не поддается описанию, каждый из них обладает своей уникальностью, состоит из случайностей и событий.
Начало акционизма
Движение акционизма началось как реакция художников на несправедливую и ужасную жизнь после Первой мировой войны. Собираюсь в кафе “Вольтер”, принадлежавшего немецкому драматургу и поэту Х. Баллю, художники вели дискуссии об искусстве, формировали идеологию движения, а на небольшой сцене устраивали действа, цель которых – донести отвращение и возмущение последствиями войны.
Сальвадор Дали, провозгласив: «Сюрреализм – это я», нередко устраивал зрелища, в которых ему помогала жена. Выходки носили эпатажный характер и привлекали публику, широко освещались прессой.
Акционизм прочно обосновался в современном искусстве, порой живые картины собирают больше зрителей, чем художественные картины. Толпа любит развлечения, и этот факт используется акционистами. Где находится грань, отличающая искусство от обычного мероприятия, решает зритель.