Оп-Арт в живописи - кратко


Оптическое искусство или оп-арт появилось в середине прошлого века и является ответвлением жанра абстракции. В его основе лежит создание оптических иллюзий на плоской поверхности благодаря геометрически выверенным орнаментам и эффекту движения от применения контрастных оттенков.


Историческая справка о жанре

1965 год принято считать моментом появления оптических иллюзионных картин как искусства. Именно в этом году состоялась знаменитая выставка в Нью-Йорке под названием «Чувствительный глаз». Само понятие оп-арт образовалось годом ранее и было впервые озвучено в рецензии на выставку «Оптические картины».

Основа жанра была заложена много столетий назад, когда художники о линейной перспективе ещё не задумывались. С тех времён первые истоки оп-арта прошли трансформацию через опыты с цветом Поля Сезанна, первобытную геометрию абстракций и учения дадаистов. Самый большой вклад в развитие оп-арта внесла школа прикладного искусства Баухаус и ее последователь Виктор Вазерли. Закрытие учебного заведения в 1933 году не стало причиной упадка жанра. Он продолжал активно развиваться по всей Америке и в некоторых школах Европы. Ученики ставили перед собой задачу создать иллюзорное движение скульптуры.


Принцип работы изображений

Весь секрет в иллюзии состоит во взаимодействии сетчатки глаза и мозга. Некоторые узоры сетчатка передаёт как неразбериху, отчего и появляются нестандартные эффекты. В целом все картины, созданные в стиле оп-арт, подразделяются на 2 категории:

• черно-белое исполнение, направленное на создание иллюзии вибрации и движения. Они, при длительном рассмотрении, могут привести к головной боли и головокружению;

• цветовые сочетания, создающие иллюзорные изображения.

С появлением оп-арта учёные-нейробиологи начали обширные исследования восприятия мозгом и глазом картин с визуальным обманом. Их теория основана на том, что взгляд человека автоматически реагирует на выделяющиеся контрастом объекты, а резкость границ лишь усиливает эффект.

Ряд представителей жанра применяют в творчестве теорию линейной перспективы. Некоторые источники утверждают, что ее изобрел Филиппо Брунеллески в начале 1400-х годов. Именно ему впервые удалось обмануть зрение. Современные художники доказали его разработки математическими расчетами, что позволяет применять перспективу в создании беспредметной живописи. Большая часть работ Виктора Вазерли является тому примером. Его творения способны менять глубину и формы в зависимости от расстояния.

Одновременное изучение иллюзий учёными и художниками дало хорошие плоды. Они пришли к одинаковым выводам, но разными путями. Зрительный аппарат человека не способен отражать все увиденное как зеркало. Он может воспринимать намного больше, чем известно на сегодняшний день.


Искусство или повседневность?

Общество приняло оп-арт с огромным воодушевлением. Но модные критики увидели в нем лишь скоротечное модное течение, баловство, которое скоро наскучит зрителю. Миру и сегодня нравится наблюдать за искажающимися объектами, но искусство больше не вызывает того трепета, что был в начале своего появления. Сейчас его называют не более, чем забавной картинкой. Оп-арт стал коммерчески выгодным. Художники быстро поняли, что их идеи используются в создании аксессуаров, одежды, предметов декора и печатных изданиях. Уже к 1980 году популярность оп-арта угасла. Остались лишь эксперименты в архитектуре и программном искусстве.

Многие художники времени, когда жанр был актуален, по-разному отнеслись к его коммерческому распространению. Британская художница Бриджет Райли, увидев созданные ей иллюзорные композиции на одежде, была искренне недовольна и даже отстаивала своё авторство. А Вазерли, напротив, поддерживал идею полноценного использования искусства обществом.


 


 

 

  


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация