Анахронизм в живописи - кратко
Происхождение термина «анахронизм» берёт начало от двух слов греческого языка: «ana» в переводе на русский означает «обратно, против», «hronos» переводится как «время». Его значение – это сознательное или ошибочное отнесение событий, персонажей или предметов одной временной плоскости в другую, нарушение хронологических событий одной или даже разных эпох. В переносном смысле путаницу деталей ещё называют пережитком старины.
В искусстве целью анахронизма стал ещё и возврат к художественному видению мира с позиций древности, но с обязательной поправкой на современную картину окружающей действительности.
Рождение термина
Первые ростки анахронизма берут своё начало в эпохе Возрождения, затем они были подхвачены художниками раннего классицизма. Их работам характерно изображение античных и библейских образов в условиях современности и несоответствующем их времени одеянии. Иногда персонажи сознательно изображались такими (в этом случае художник преследовал определённые цели), но нередко на полотнах живописцев элементарно отражалось их ошибочное представление о давно ушедших временах, персонажах, живших в то далёкое от художников время.
Существует устойчивое мнение, что работы в стиле анахронизма — это своего рода пародия, перефразирование картин живописцев ушедших столетий, попытка органического слияния прошлого понимания окружающего мира с осознанием настоящей действительности.
Отличительные особенности анахронизма
«Культурные художники», а именно так позиционируют себя анахронисты в живописи в качестве источника своих произведений берут сюжеты не из окружающей действительности. Они используют работы живописцев ушедших эпох, добавляют в них детали современности, абсолютно не сочетающиеся контекстуально. Это своего рода цитирование «чужих мыслей» в собственном переосмыслении, что общепринято в литературе.
В результате такого конгломерата возникают новые неповторимые образы, отражающие собственное видение жизни и формирующие свой мир. Смешение понятий, предметов и персонажей не единственная особенность анахронизма.
Переплетение разных эпох истории, культур разных национальностей на одном художественном полотне – другая особенность этого направления. Здесь не важен автор, а философия художника, создавшего собственный неповторимый мир.
Яркие представители анахронизма
В любом случае проецирования своего восприятия действительности (заведомо искажённого) на другие временные эпохи имело достаточно много последователей в разных странах. Список мастеров анахронизма достаточно велик, это представители разны эпох от Возрождения до современности. Наиболее известны приверженцам этого течения в искусстве такие имена и их работы:
- Томмазо Мазаччо «Капелла Бранкаччи. Чудо со статиром (Выплата подати)»;
- Франсиско Рибальта «Святой Франциск, обнимающий распятого Христа»;
- Карло Мария Мариани «Полёт богов»;
- Омар Галлиани, серия работ «Новые анатомии»;
- Луиджи Онтани «Будущее зависит от тебя. Новые правила»;
- Чезаре Дженнаре «Орфей со скрипкой»;
- Джорджо де Кирико «Возвращение Улисса»;
- Жерар Гаруст «Валаам».
Гиперманьеризм
Современным течением анахронизма стал пришедший ему на смену гиперманьеризм. Корнями его возникновение уходит в Италию конца 70-х годов 20-го века. Основоположником считается Джорджо де Кирико, который мог о современности писать в стиле Тициана, итальянского художника XVI века, ярчайшего представителя эпохи Возрождения. Он не чуждался переосмысливать и собственные произведения, придавая старым образам новизну современности.
Анахронизм в новом обличии гиперманьеризма стал постмодернистким течением. Суть его заключалась в авторской трактовке искусства прошлых веков. Художники-анахронисты (гиперманьеристы) вплетали в постмодернистскую канву своих полотен художественные сюжеты картин эпохи Возрождения и других исторических отрезков, по-своему интерпретируя искусство ушедших лет.
По сути, анахронизм, преобразованный в гиперманьеризм, стал фундаментальным переосмыслением живописного наследия, доставшегося новым поколения от творческих предшественников.