Леон Бакст (1866-1924) - краткая биография
Леон Бакст – русский и белорусский художник еврейского происхождения. Известен в первую очередь художественными работами для театральных постановок. Является одним из основоположников западноевропейской моды на ориентализм. Настоящее имя – Лейб-Хаим Розенберг.
Детство
Лейб-Хаим родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1866 года в городе Гродно, в иудейской семье. Отец будущего художника, Израиль Самуил Барух Рабинович, был биржевым коммерсантом. Мать, Басия Розенберг – дочерью купца первой гильдии.
Маленький Лейб рано начал проявлять интерес к рисованию. Его дед по материнской линии, Пинхус Розенберг, поощрял увлечение внука и оказывал влияние на формирование эстетического вкуса мальчика. В его обставленной со вкусом петербургской квартире, наполненной антикварными вещами, Лейб провел свои детские годы.
Юность и творческое становление
Первый серьезный творческий успех пришел к юному художнику в 1883 году. Семнадцатилетний Лейб Розенберг стал победителем конкурса на лучший портрет В.А. Жуковского. Воодушевившись успехом, юноша в том же году поступает вольнослушателем в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Проучившись четыре года, молодой человек со скандалом покидает учебное заведение, так и не закончив его. Причиной послужила его картина «Оплакивание Христа», не понятая и не принятая маститыми академиками из-за новаторского стиля и отхода от принятых канонов.
После ухода из Академии Лейб начинает самостоятельно зарабатывать на жизнь, иллюстрируя книги и журналы. Параллельно он продолжает самостоятельное обучение, беря уроки у скульптора Марка Антокольского, живописца Александра Серова и акварелиста Альберта Бенуа. Вскоре он знакомится с младшим братом последнего, Александром Бенуа. Позже это знакомство переросло в крепкую дружбу и творческое сотрудничество.
В 1889 году начинающий художник впервые принял участие в выставке. Тогда же он взял звучный псевдоним Лев (на французский манер – Леон) Бакст, сократив фамилию бабушки с материнской стороны – Бакстер.
Молодые годы
Вступив в Общество русских акварелистов под председательством Альберта Бенуа, Бакст в начале 1890-х годов принимает участие в выставке, организованной этим сообществом.
В 1891 году Леон отправляется во Францию. До 1897 года он живет в Париже, но время от времени приезжает в Санкт-Петербург. В Париже молодой художник продолжает свое обучение мастерству живописи.
В 1893 году Бакст получил свой первый серьезный заказ. Картина должна была изображать прибытие в Париж русских моряков и адмирала Авелана.
Бакст и «Мир Искусства»
Во время очередного визита в Петербург в середине 1890-х годов Бакст стал посещать творческий кружок Александра Бенуа. Сообщество объединяло художников и представителей других творческих направлений, придерживающихся прогрессивных взглядов на развитие искусства.
Позже, в 1898 году кружок трансформировался в объединение «Мир искусства» под руководством художника Александра Бенуа и театрального деятеля С.П. Дягилева.
В том же году Леон Бакст совместно с Сергеем Дягилевым создают журнал с таким же названием, в котором Бакст возглавил художественный отдел. Молодой художник становится активным членом содружества «Мир Искусства» и приобретает широкую известность благодаря своим графическим работам, опубликованным в нем.
Повсеместному признанию таланта Бакста также способствовало участие в различных выставках, начиная с конца XIX века. Среди наиболее значимых: «Первая выставка российских и финских художников», организованная С. Дягилевым, «Secession» в г. Мюнхене, выставки «Мира искусств», Артели русских художников и другие.
Многогранность таланта
К началу XX века Бакст уже является состоявшимся мастером, проявившим свой талант в разных областях художественного творчества: станковой живописи, сценографии, книжной иллюстрации, дизайне.
Его кисти принадлежат портреты многих выдающихся современников: Александра Бенуа, Сергея Дягилева, Зинаиды Гиппиус, Андрея Белого, Клода Дебюсси и других.
В 10-х годах XX века художник сотрудничает с известными литературно-художественными и сатирическими журналами: «Сатирикон», «Адская почта», «Аполлон», «Жупел».
Кроме того, Лев Бакст проявил себя как талантливый педагог. В 1906 – 1910 годах он преподавал в художественной школе Е. Н. Званцевой. Одним из его учеников был Марк Шагал.
Но настоящий революционный переворот в искусстве художник совершил благодаря своим театральным работам. Декорации и сценические костюмы, изготовленные по его эскизам, принесли ему всемирную славу.
С 1910 года начинается многолетнее плодотворное сотрудничество Леона Бакста с Русским балетом С. Дягилева. Несмотря на то, что отношения между Дягилевым и Бакстом не всегда складывались гладко и случались периоды серьезных размолвок, художник успел поставить немало спектаклей, вошедших в историю мирового искусства. Среди них: «Шахерезада», «Жар-птица», «Клеопатра», «Нарцисс» и другие.
Стиль Бакста основывается на гармоничном соединении музыки, пластичности движений и живописи. Формы, звуки, цвет и линии становятся равноправными «участниками» театрального действа, усиливая эмоциональное и эстетические воздействие на зрителей.
Театральные костюмы и узоры на тканях, созданные Бакстом, положили начало формированию новой мировой моды. Роскошные сценические модели, соединившие в себе русский и восточный стиль, отличались необычными цветовыми сочетаниями, буйством ярких красок и смелыми силуэтами. Наиболее характерны для дизайнерского творчества Бакста насыщенный синий, пурпурный и коричнево-желтый цвета.
Благодаря этому влиянию в Европе первых десятилетий XX века возникла мода на ориентальные (восточные) орнаменты, тюрбаны, покрой кимоно, шаровары. Элементы этого стиля до сих пор активно используют в своих коллекциях мировые дома мод.
Личная жизнь
В 1903 году художник женился на Любови Павловне Третьяковой, дочери мецената и коллекционера П.М. Третьякова. Несмотря на то, что союз был заключен по обоюдной любви, он очень скоро распался. В 1906 году супруги вновь сошлись, но затем окончательно расстались через год, еще до рождения единственного сына Андрея.
Несмотря на это художник сумел сохранить хорошие отношения с бывшей супругой, которые поддерживал до конца жизни. Так, уже в советские годы Бакст помог Любови Павловне и ее детям уехать из России.
Сын художника, Андрей Львович, в последствие также стал художником театра и кино.
Смерть
Леон Бакст скончался в Париже 27 декабря 1924 года. Художник был похоронен на кладбище Батильон вместе со своей сестрой и племянницей.
В настоящее время имя Леона Бакста носит улица в городе Гродно.
[media=https://youtu.be/ne_RsMwYi5g]