В. М. Васнецов. Гусляр русской живописи.



 

Виктор (1848-1926) Михайлович Васнецов – русский, советский живописец. Уроженец села Лопьял Вятской губернии. Сейчас – Уржумский район Кировской области. Фамилия принадлежит старинному роду, берущему начало где-то в древней Перми Великой. Все представители рода – священнослужители. Впервые Васнецовы упоминаются (1678) летописью, как духовные лица погоста Ныроб

Детство художника прошло в селе Рябово, куда его отца, священника Михаила Васильевича, перевели (1850) из Лопьяла. Первыми картинами, увиденными им, были пейзажи бабушки – самобытной художницы О. А. Васнецовой (Вечтомовой). Они и определили его дальнейшую жизнь. 

Образование Виктор получал в Вятке: сначала – духовное училище (1858-62), потом – семинария (1862-67). Попутно изучал иконопись, писал акварелью пейзажи, этюды. Семинариста-рисовальщика заметил вятский этнограф Н. Трапицын, предложив иллюстрировать книгу "Народная нравственность". Васнецов выполнил 60 рисунков к текстам пословиц и поговорок, но в издание они не вошли. 

В это же время он создаёт две жанровые картины (1867): "Жница" и "Баба-торговка" (утрачена), более известная как "Молочница". Решение Васнецова оставить семинарию и учиться живописи отец принял с пониманием. 


 

Прогульщик 

Васнецов сдал (1867) экзамен в Императорскую (ИАХ) Академию Художеств (Санкт-Петербург). Не уверенный в собственных силах, не дождался результата и стал заниматься в Рисовальной школе на Бирже (1867-68). Посещал курс известного портретиста И. Н. Крамского (1837-87). Крамской заразил его любовью к портрету. Он называл Васнецова "талантливым человеком невысказанной души" и часто повторял: "Вас, голубчик, скромность губит, неуверенность. Будьте смелее".

Портреты кисти Васнецова многозначительны, наполнены узнаваемыми символами, мельчайшими деталями, придающими им особую выразительность. Ни одного он не написал под заказ. Все – по вдохновению, интуитивно и только близкие люди. 

Осенью (1868) Васнецов снова пришёл поступать в ИАХ. Выяснилось, что он считается злостным прогульщиком, потому что был принят ещё год назад. 


 

Передвижник

С началом учёбы в Академии Васнецов сближается с передвижникамиТовариществом русских художников (1870-1923). Устав Товарищества  запрещал выставлять работы на заграничных галереях, что радовало Васнецова, как истинно русского человека. Передвижники устраивали выставки в городах Российской империи, противопоставляли себя классицизму (формы античного искусства), пропагандируемого Академией художеств. Основная темапейзажи, быт народа, портреты.


Работы Васнецова – "Нищие певцы"(1873), "С квартиры на квартиру" (1875) и др. – имели успех. Крамской заявил, что Васнецов даром теряет время в Академии – он и так все знает. В 1873 г. художник оставляет ИАХ со свидетельством, удостоверяющем его добрые успехи, и двумя серебряными медалями: малой (1869) и большой (1870).


   По совету коллег Васнецов уезжает изучать живопись во Францию. Попав под влияние импрессионистов, пишет "Балаганы в окрестностях Парижа" (1877), "Акробаты на празднике в окрестностях Парижа"(1877). Картины не получили признания французской публики. Да и сам Париж для Васнецова чужой и не уютный. Он возвращается на Родину. На очередной выставке передвижников "Акробатов" купил для личной коллекции император Александр III (1845-94).

 

 

Русский стиль 

К началу 1880-х Васнецов охладел к жанровой живописи. Передвижники показывали лишь краткий миг жизни народа – горький, безысходный. Ему же хотелось проникнуть в самые потаенные уголки необъятной русской души. Выросший среди крестьян, он не переставал удивляться народному духу, цепкой памяти, сохранившей вековые традиции, исторические былины и предания. "Велик народ, что помнит и ценит свою историю", – говорил он.

Васнецов перемешал лубок, станковую и монументальную живописи, придал им оттенок сказочности, добился высокой художественности своих произведений, показал мир таким, каким он был в далёком прошлом.


"Витязь на распутье" (1877-82) – мощная заявка на Великий русский стиль. В первой версии (1878) – витязь сидит на коне лицом к зрителю. На камне три, определяющие путь, надписи. В конечном варианте (1882) витязь спиной к зрителю. Пейзаж выполнен в мрачных, тревожных тонах. Надпись на камне одна – дорога к смерти. Смерти не в буквальном смысле. Это извечный путь Руси, предначертанный свыше – великий, трагичный – все время прямо – через гибель к жизни. Сколько раз Россия сгорала до тла, и, как легендарная птица Феникс, возрождалась заново. 


Пик творчества художника – полотно "Три богатыря" (1881-98). Илья Муромец писался со здоровяка-крестьянина. Алёша Попович – с сына промышленника и мецената С. И. Мамонтова (1841-1918). В Добрыне Никитиче угадываются черты автора. Васнецовские богатыри – не герои былин. Это реальные люди, защитники земли русской. 


Критика отнеслась к стилю Васнецова недоброжелательно, именуя его "плохим живописцем, беспомощным рисовальщиком". Коллекционер П. М. Третьяков (1832-98) отказался от "Аленушки" (1880). В галерею картина попала после его смерти. Сам художник с гордостью называл себя "былинником, гусляром живописи". 

 


Иконописец всея Руси 

Искусствовед А. В. Прахов (1846-1916) предложил (1885) Васнецову расписать новый кафедральный собор св. Владимира (Киев). Виктор Михайлович имел опыт в этом направлении. По его проекту построен (1881) однокупольный храм Спаса Нерукотворного (Абрамцево). Васнецов едет заграницу изучать тонкости византийской иконописи. Он считал, что для русского художника нет ничего святее украшения храма. 

Работа, длившаяся более 10 лет, стала главным делом его жизни. Строгость византийской иконописи, он разбавил лирическими мотивами. Главная тема собора – историография русского православия. На стенах собора появились подвижники: Ольга, Владимир, летописец Нестор и др. Васнецов очеловечил лики святых. Так, например, святая Варвара списана с дочери Прахова Елены. 

На освящении собора (1896) присутствовала императорская семья. Впечатленная росписью императрица предложила Васнецову оформить интерьеры церкви Магдалины в Дормштадте. В 1915 г. Московская духовная семинария удостоила его званием почетного члена.    

  

 

     Дворянин Российской империи

 В 1892 г. Васнецов – профессор ИАХ. Год спустя – действительный академик живописи. Последнее звание он сложил (1905) с себя в знак протеста против участия студенчества в революционных событиях. В 1912 г. Высочайшим указом ему жаловано дворянство с правом передачи по наследству. 

Революцию 1917 г. художник – монархист по натуре – не принял. Но эмигрировать не смог: его душа и сердце неразрывны с Россией. Хотя революционная критика называла его "ретроградом", а творчество – "обветшалым", новая власть отнеслась к художнику благосклонно. Он продолжал жить и работать в своём доме-мастерской (ныне музей) в 3-ем Троицком переулке (Москва). 

Умер Васнецов летом 1926 г. После сноса Лазаревского кладбища, его прах перенесли на Введенское

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация