Аристарх Лентулов (1882-1943) - краткая биография


Аристарх Васильевич Лентулов — русский и советский художник первой половины 20 века, один из наиболее ярких и динамичных представителей русского авангарда.


Становление художника

Аристарх Лентулов родился 4 января 1882 г. в Пензенской губернии, в семье сельского священника. Когда мальчику было три года, его отец умер, заботы о воспитании и образовании легли на мать. По ее настоянию Аристарх подростком поступил в духовное училище, но так его и не закончил. Причиной стало проявившееся уже в детстве стремление к рисованию, которому он отдавал не только свободное время, но зачастую и часы учебных занятий.

Вскоре смирившаяся с увлечением сына мать отдала 16-летнего Аристарха в недавно открытое Пензенское художественное училище.  По воспоминаниям самого Лентулова, без этой школы его бы никогда не существовало как художника. Впрочем, и это заведение ему удалось закончить не сразу, во многом благодаря живому и порой непримиримому характеру. После двух лет обучения из-за конфликта с преподавателем Аристарх покинул Пензу, четыре года учился живописи в Киеве, затем все же вернулся в родные пенаты и закончил Пензенское училище в 1906 г.

Следующим шагом молодого художника стала неудачная попытка поступления в Петербургскую академию художеств. Тем не менее неординарный юноша был замечен академиком Д. Кардовским и приглашен в его студию, где в течение двух лет проходил академическую школу работы с натуры.


Ранний период

Ближайшее после окончания студии десятилетие стало наиболее ярким периодом в творчестве Лентулова. Еще во время учебы Аристарх примкнул к кругу молодых художников–футуристов, в своих картинах начал широко использовать приемы контраста, света и тени, яркой цветовой гаммы. Первую известность ему принесли несколько портретов, появившихся на столичных выставках 1907–1908 гг. — «Портрет Н.А. Соловьева» и «Автопортрет в красной рубахе»



В 1908 г. Лентулов женился в Москве на Марии Рукиной, ставшей на многие годы его музой и верным «оруженосцем». Образ Марии Петровны неоднократно появлялся на холстах художника в самых разных обликах и художественных стилях.


В 1910 г. Лентулов стал одним из учредителей знаменитой выставки «Бубновый валет», целью которой, по словам ее участников, стала «атака против старой живописи» и «смена культурных эпох». Вслед за выставкой было создано художественное объединение под таким же названием, членом которого Лентулов оставался вплоть до его распада. Одной из наиболее ярких картин этого времени можно назвать красочное и фееричное полотно «Улица. Москва»

В 1911 г. Аристарх вместе с женой отправился за границу, в Париже более года осваивал технику и приемы кубизма у знаменитых французских мастеров. Вернувшись в Россию, Лентулов окончательно определился со своим творческим стилем, который сам художник определил как «цветодинамика». Основным жанром его картин стали натюрморт и городская архитектура.

Серию московских пейзажей продолжили полотна «Москва. Собор Василия Блаженного» (лучше этого не видеть), «Звон. Колокольня Ивана Великого», «У Иверской часовни», среди натюрмортов наиболее известна картина «Астры». В 1915 г. Лентулов создал «Автопортрет», преобладающим цветом которого стал солнечно–желтый, за что получил от поклонников титул «художника Солнца». После выхода из «Бубнового валета» Лентулов долгое время работал в подмосковном монастырском комплексе «Новый Иерусалим», где продолжил цикл пейзажей на тему древнерусской архитектуры, в оформлении полотен применял коллажи и орнаменты, в качестве материалов использовал бахрому, бархат, бусины, бересту, цветную бумагу и фольгу, стиль этого периода художник назвал «орнеизм»

В эти же годы Лентулов параллельно с живописью занимается декоративно–прикладным творчеством, оформляет сцену для нескольких постановок в московском Камерном театре А.Таирова, декорирует интерьер кафе-эстрады «Питтореск» и литературного «Кафе поэтов». С началом Первой мировой войны работает в издательстве «Сегодняшний лубок», где вместе с другими «левыми» художниками создает серию лубков на военные темы.


Советский период творчества

По словам Аристарха Васильевича, к Октябрьской революции он подошел «с очень большим восторгом и волнением». Он активно занимается общественной деятельностью, входит в Комиссию по охране памятников Москвы, художественно–просветительскую комиссию Московского совета народных депутатов, избирается членом Совета художественных организаций Москвы и коллегии Наркомпроса, становится профессором Строгановского училища.

В 1918 г. Лентулов участвует в оформлении улиц Москвы к празднованию 1 Мая, по словам критиков, только Лентулов мог окрасить «деревья и газоны Театральной площади в неистово фиолетовый цвет». Он по–прежнему занимается театральными декорациями, в 1919 г. за работу в опере «Демон» А.Г. Рубинштейна удостаивается Почетного диплома Парижской выставки декоративного искусства.


В 20-х годах в творчестве Лентулова наступает период «декубизации» и перехода к «новому реализму».  В этом стиле создаются новые городские пейзажи — «Ночь на Патриарших прудах», «Ночь на Бронной», «Страстная площадь», в 1928 г. в ходе путешествия по Волге написано полотно «Закат на Волге».

30-е годы отмечены переходом Лентулова к традициям соцреализма и конструктивизма, он много ездит по стране, создает индустриальные пейзажи, портреты советских тружеников в их повседневной жизни. К этому времени Аристарх Васильевич становится профессором Московского института изобразительного искусства им. В.И. Сурикова, преподает живопись студентам ВХУТЕМАС. В 1933 г. в Москве проводится первая персональная выставка художника.

В 1941г. с началом Великой Отечественной войны, Лентулов вместе с семьей был эвакуирован в Ульяновск. Осенью 1942г., будучи серьезно болен, вернулся в Москву для проведения операции. 15 апреля 1943 г. после временного улучшения здоровья А.В. Лентулов скончался в возрасте 61 года.

Наследие художника представлено во многих музеях России и зарубежья, в том числе в Третьяковской галерее и Государственном Русском музее. Более 40 работ было передано дочерью Лентуловых в Пензенскую областную картинную галерею, при которой также создан Мемориальный музей художника.


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация