Русский символизм в живописи

 


На рубеже 19-го и 20-го веков появилось новое понятие в искусстве – «символизм». Оно появилось, как протест против натурализма и реализма. Цель последователей нового направления – воплощение тонкого мира с помощью метафорических образов, придание идеалу ощутимой формы.


История русского символизма

Новаторский стиль захватил все творческие сферы в России: музыку, литературу, живопись. Мастерам-символистам были чужды политика и социальные проблемы, они копнули глубже – с помощью метафорических образов постигали тайны мироздания, Бога и смысл человеческого существования.

Художники искали вдохновения в литературе и музыке, мифах и легендах, воплощая на полотнах то, что невозможно увидеть невооруженным глазом. Эпоха символизма в целом получила название Серебряный век.

Стремясь проникнуть в иную реальность – мечту, сон, сказку или легенду, символисты отводили себе роль теурга или могущественного мага, способного подчинить своей воле высшие силы. Они искренне верили, что искусство – божественная мистическая материя, которая поможет человечеству постичь непостижимое, например, душу.

Предвестником символизма в изобразительном искусстве стал Виктор Васнецов – его полотна со сказочными и былинными персонажами. Наиболее яркими представителями символизма среди русских художников считаются: Врубель, Борисов-Мусатов, Сомов, Нестеров, Рерих.

Глашатаями нового направления в России были философы, поэты и писатели: Флоренский, Владимир Соловьев, Александр Блок, Федор Сологуб, Андрей Белый и другие. Творческую идею символистов можно выразить словами Федора Сологуба: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из нее легенду…».

В 1904 году в Саратове состоялась первая выставка художников нового стиля под названием «Алая роза». Такое же имя носило объединение мастеров – последователей. Спустя какое-то время от «Алой розы» отделилась часть художников в новый союз – «Голубая роза». Они организовали в 1907 году вторую выставку.

Серебряный век завершился после Октябрьской революции с приходом Советской власти, символизм уступил место авангардизму.


Пути развития

Первым произведением русского символизма в живописи считается «Явление Христа народу» Александра Иванова. Коллеги-современники усмотрели в работе мистическое откровение. Она вдохновила на воплощение образа Христа реалистов-передвижников. Творчество Иванова в целом стало истоком одного из ответвлений русского символизма.

Вслед за Ивановым пытался написать идеальный образ Христа Михаил Нестеров, посвятив теме несколько работ, но им не хватило глубины. Зато художнику удалось создать образ России – земли Светлых чудес. Это одна из главных тем символизма – поиски «Земли обетованной».

Виктор Васнецов, воплотивший на своих полотнах сказки и былины по всем правилам реализма, дал толчок развитию той ветви символизма, следовавшей православным и славянофильским канонам.

Самой значимой фигурой направления был и остается Михаил Врубель. Его творчество полно рокового предчувствия и трагизма. Александр Блок сказал, что художника «затопила … ночь искусства». Гений Врубеля заключался в умении проникать в те миры, «откуда измеряются времена и сроки».

Рядом с Врубелем можно поставить Виктора Борисова-Мусатова. В отличие от трагического творчества коллеги, Борисов-Мусатов увлечен поисками земли обетованной. На фоне классических форм и образов, позаимствованных у импрессионистов, он помещает женщину – свою современницу. Героини его картин одеты в наряды предыдущего столетия, их окружают старинные парки и усадьбы. Автор дал определение своим произведениям: «мелодия грусти старинной». Воспоминания о прошлом – еще одна из сокровенных тем символизма. Подобные сюжеты характерны и для полотен Сомова – портреты современниц в нарядах ушедшей эпохи среди старинных поместий.

Добужинский признавал за собой способность различать в обыденных предметах скрытые образы. Словно оправдание словам художника – его работа «Поцелуй», с влюбленной парой в разрушающемся городе. Она стала символом торжества любви в гибнущем мире. Добужинский оказался пророком, написав ряд картин, где на фоне одушевленного города, зловещего и недоброго, движутся безликие человеческие существа. Это предостережение о надвигающейся техногенной цивилизации, несущей угрозу.


Жанры в символизме

Символизм раздвинул границы натурализма и реализма. В работах мастеров этого стиля не стоит заострять внимание на достоверности изображения объектов. Художники старались передать то, чего нельзя увидеть глазом.

Изображение природы на полотнах пейзажистов-символистов осложнено стремлением достичь достоверности в передаче реальности и настроения автора, вызванного раздумьями о вечном, в равной степени.

В картинах Исаака Левитана, например, об этом свидетельствуют названия. Глядя на «Вечерний звон» зритель слышит звуки колокола. Запечатленный на холсте закат не основная тема. Картина «Над вечным покоем» могла бы быть названа «Над рекой».

Портретистов, по-прежнему добивавшихся точного сходства черт лица на изображении с оригиналом, мало интересовала одежда человека, его социальное положение и достаток. Большее внимание уделялось внутреннему состоянию – духовной сущности личности, запечатленной на портрете. Мастеров интересовала судьба человека, как результат жизненного пути.

Художников в целом объединяет то, что они постигают суть изображаемых объектов, исходя из личных качеств – опыта и мироощущения. Это обстоятельство служит цивилизации, давая огромный выбор из разнообразия художественных работ, отличающихся по глубине и степени таланта. Каждый сможет найти «своего» мастера или шедевр по душе.


Значение в живописи

Символизм в живописи стал ступенькой, ведущей к развитию авангардного искусства, зародившегося в конце 19-го века. Принципы данного направления в России стали той средой, в которой смог развиваться авангардизм. Символизм в живописи позволил пренебрегать натуральной передачей формы и цвета на полотне. Это подготовило почву для произрастания авангардного стиля.


Символизм привел к развитию новых актуальных для того времени идей:

  1. заострил внимание на проблемах духовности и религии;
  2. наполнил произведения художественного искусства неомифологическими образами;
  3. превратил живопись в метод познания сути явлений, чувств и предметов.


Работы мастеров этого направления волновали и восхищали современников Серебряного века, потрясают своей глубиной наше поколение.



 

  

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация