Натурализм в живописи - кратко
Натурализм – одно из направлений живописи, отличающееся правдивым изображением действительности в её естественном состоянии. Стремление к максимально точной и полной передаче окружающего мира во всех его деталях и различных проявлениях – есть наиболее широкое значение термина натурализм, образованного от лат. naturа — природа.
Тенденция к абсолютной достоверности и скрупулёзно точной прорисовке подробностей изображаемого материала периодически возникала в творческой среде и формировалась в различные исторические периоды как соответствующие направления. Образовывались различные школы и течения со своей неповторимой методикой и приёмами изображения окружающего мира.
Как следствие, натурализм в искусстве разными историческими периодами понимался по-своему. Его следует отличать от близких по характеру стилей – реализма и академизма.
История натурализма
Первые ростки натурализма в живописи принадлежат эпохе Возрождения, но выступал он в основном как фигуративный. Пейзажное применение было ещё чуждо этому стилю, по сути он таковыми и не считался. Как одно из направлений живописи натурализм оформился в конце XIX века. Пришёл он в художественную среду из французской литературы, где его вдохновителями стали Жюль и Эдмон Гонкуры, а также Эмиль Золя. Их творческим кредо стало стремление изображать мир в неприкрытой естественности. Философия писателей-основоположников натурализма отрицала любое табу, была лишена стыдливости и неприемлема к завуалированности любых деталей. Литературное течение было подхвачено художниками всего мира и вскоре стало одним из направлений живописи. Его первыми представителями стали бывшие художники-академисты. Почувствовав усталость общества от обилия приукрашенной действительности, они отступили от академических правил написания картин и стали стремиться к фотографически точным образам. Объективно изображать окружающий мир. Первыми и наиболее яркими представителями этой техники изображения природы и общества стали французские художники Гюстав Курбе, Жюль Бастьен-Лепаж и Антон Мауве. В России натурализм был подхвачен художниками-передвижниками, которые «пошли в народ», отказавшись от академических условностей. Русскими живописцами было написано немало работ, ставших яркими и талантливыми примерами изобразительного натурализма. Это картины Ивана Крамского, Василия Поленова, Ильи Репина, Константина Савицкого и многих других. Они создали шедевры натурализма практически во всех жанрах. Многие работы по праву занимают достойные места в Третьяковской галерее Москвы или Русском музее Санкт-Петербурга.
Натурализм, особенности и отличительные черты
Фотографическое изображение действительности – отличительная черта этого стиля живописи. Тщательная детализация и прорисовка подробностей без прикрас и завуалированности, отсутствие обобщения или анализа общественных социально-экономических проблем отличает это направление от художественного реализма, пришедшего на смену ограниченности творческого подхода натуралистов. Их справедливо упрекали в бездушии, нежелании пробуждать в зрителе духовность, лучшие качества человеческой натуры, поиск справедливости. Отсутствие драматических страстей и только голая, неприкрытая действительность ограничивала творческий подход художника к жизни и поэтому направление быстро утратило свою актуальность.
Стиль натурализма со временем уступил свои позиции вытеснившему его импрессионизму. Это направление быстро набирало популярность в творческой среде художников и литераторов всего мира. Цель беспристрастного изображения действительности утратила свою актуальность как бесперспективное течение искусства. Интерес к натурализму падал, тем более что его задачи стала идеально выполнять фотография, появившаяся как одно из ярких проявлений научно-технического прогресса общества.
Столь мощная конкуренция всё-таки не лишила натурализм главного качества – гипнотической способности погружать зрителя в живописный мир окружающей среды, создавая иллюзию непосредственного присутствия в конкретной точке мира. Причём присутствие не в абстрактном месте, а в определённом адресе со своими географическими координатами. В этом неоспоримое преимущество натурализма как стиля живописи.