Пейзаж жанр живописи - кратко


Пейзаж – один из жанров живописи.

Во французском языке это слово имеет значение «местность, страна», и его темой является как раз определённая местность.

Привычнее всего под понятием «пейзаж» подразумевать только изображение природы, но оно шире: пейзаж может быть архитектурным, городским.

А документально точное изображение в городском пейзаже называется «ведутой» (итал. veduta). Излюбленным жанром голландских (нидерландских) художников был не только натюрморт, но и ведута.


Вот как выглядит ведута нидерландского художника Яна Вермеера «Вид Дельфта», созданная в 1660 г.


Развитие пейзажного жанра

Пейзажный жанр формировался постепенно, в соответствии с наукой. Оказывается, между пейзажной живописью и наукой много общего, т.к. при создании реалистического пейзажа необходимо иметь понятия о воздушной перспективе, пропорциональности, светотени и т.д.

Такой привычный и знакомый для каждого жанр пейзажа долгое время был только подсобным, как фон, хотя был известен ещё в древневосточном изобразительном искусстве. Природу изображали в качестве фона на портретах, иконах. В таком варианте он чаще был идеализированным, обобщённым.

Поэтому пейзаж считается относительно молодым жанром живописи – самостоятельное значение он получил примерно в XIV в.  


Разновидности пейзажа

В жанре природного пейзажа выделяют морской и космический пейзажи. Марина (от лат. marinus – морской). Художники-маринисты изображали морской вид, сцены морских сражений и всё, что было связано с морем. Российский художник Айвазовский написал около 6 тысяч морских пейзажей (марин).

Космический пейзаж – изображение небесного пространства, планет и звезд.

С точки зрения времени пейзаж может быть историческим, футуристическим (пейзаж будущего), современным.

А ещё пейзажи различаются по принадлежности к определённому стилю искусства

Например, романтический пейзаж английского художника Уильяма Тёрнера необыкновенно поэтичен, прозрачен. Пейзажи немецкого художника Каспара Давида Фридриха отличаются мистической атмосферой, а реалистичные пейзажи Ивана Шишкина изображают величественную красоту северных просторов, причём в основе многих картин художника лежит «портретное» изображение конкретного места. 



Европейский пейзаж

В европейской живописи явный интерес к пейзажу проявился в эпоху Раннего Возрождения. Итальянский художник Джотто в XIII в. изображал пейзаж в трёхмерном пространстве, создавая иллюзию глубины. Но в его время пейзаж всё-таки оставался вспомогательным средством.

В эпоху Высокого Возрождения (XVI в.) пейзажная живопись уже начала интенсивно развиваться, особенно в творчестве художников Венецианской школы Джорджоне, Тициана, Эль Греко.

Свобода и искренность отличает пейзажи нидерландского художника Питера Брейгеля (Старшего).

Испанский художник Веласкес делал первые попытки пленэрной живописи (на открытом воздухе), хотя её основоположником считается английский художник XIX в. Джон Констебль. Большой вклад в развитие пленэрной живописи сделали французские художники-импрессионисты (Коро, Писсарро, Ренуар, Моне), которые стремились передать на своих пейзажных полотнах движение воздуха.

Пейзажи Рубенса были такими же жизнеутверждающими и динамичными, как и его персонажи.


Русский пейзаж

В России пейзажная живопись всегда пользовалась популярностью и интенсивно развивалась. Многие картины русских художников считаются шедеврами пейзажной живописи.

Самостоятельным пейзажный жанр в России стал в XVIII в. Основоположником его считается Семён Щедрин (1745-1804). Его пейзажи эмоциональны, выразительны и наполнены светом.

Ф. Алексеев (1753/1755-1824) одним из первых начал писать городские пейзажи, он крупнейший мастер русской ведуты.

А. Мартынов (1768-1826) много путешествовал по России и создал пейзажи Сибири, Крыма, берегов Волги.

Сильвестр Щедрин (1791-1830) – автор замечательных романтических пейзажей.

А. Венецианов (1780-1847) был автором неярких пейзажей среднерусской полосы.

Вторая половина XIX в. дала целую плеяду талантливых пейзажистов: Ф. Васильева, В. Борисова-Мусатова, Б. Кустодиева, А. Саврасова, А. Куинджи, И. Шишкина и др. Все пейзажные традиции продолжили своё развитие и в XX в. в творчестве П. Кончаловского, И. Грабаря, К. Юона и многих других художников. 

Популярен пейзаж и в наше время, это вечный жанр, и он никогда не иссякнет. 

 

 
0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация