Станковая живопись - кратко


Станко́вое искусство – один из видов изобразительного искусства, в том числе и живописи. Станковое искусство включает также произведения графики и скульптуры, которые имею­т са­мо­сто­ятельный ха­рак­тер, не связанный с окружением или общим художественным ансамблем.


Можно станковую живопись охарактеризовать ещё проще: это живопись, созданная на станке, т.е. на мольберте. Мольберт – приспособление для рисования (в переводе с немецкого языка Malbrett – доска для рисования) в виде деревянной подставки, на которой помещается картина или рисунок во время работы. То есть это станок для художника, за которым он работает. У скульпторов свой станок – скульптурный. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамнике и установленном на мольберте (станке). Отсюда и произошли в XIX-начале XX вв. термины «станковая живопись», «станковая скульптура». 

Художники, особенно работающие на пленэре (на воздухе), практически не расстаются с мольбертом, который можно легко складывать и переносить.

Станковая живопись – самая распространённая в мире.

Ши­ро­кое раз­ви­тие станковая живопись получила в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, а с XVII в. она ста­ла самым рас­про­стра­нён­ным видом живописи. Популярности станковой живописи способствовало развитие кол­лек­цио­ни­ро­ва­ни­я, выставоч­ной дея­тель­но­сти, а также раз­ви­ти­е му­зе­ев.

Изображение станковой картины чаще всего выполняется на холсте, иногда на картоне или на бумаге. В давние времена для станковой живописи использовали доску.


Материалы для станковой живописи

Основными материалами для станковой живописи являются масляные, а также темперные и акварельные краски, акрил, гуашь, восковые краски и пастель. В восточных странах распространена живопись тушью.

Но для создания картины нужна основа. Раньше основой служило дерево, в XVI в. – медная доска. Основой может быть также и фанера, картон бумага, холст. Основу проклеивают, грунтуют специальной смесью. Грунтовка необходима для того, чтобы выровнять поверхность основы, и только потом наносится изображение.


Самая популярная техника станковой живописи – живопись масляными красками. Художественные масляные краски готовят путём растирания пигментов в отбелённом рафинированном масле (льняном, иногда с добавлением орехового или других высыхающих масел). Масляные краски не разбавляются и не смываются водой, но долго сохнут, причём слои краски сохнут с разной скоростью.


Темпера – краска, у которой связующим веществом является эмульсия из воды и яичного порошка, растительного или животного клея, масла и лака.


Акварельная краска состоит из пигмента, добавок для изменения вязкости, а в качестве растворителя используется вода. Основа для акварели – бумага, чаще всего ватман.


Акриловая краска также разбавляется водой, но после высыхания становится водостойкой. Высыхает очень быстро. Основа для акрила –  стекло, дерево, металл, полотно, холст.


Гуашь – клеевая водорастворимая краска с примесью белил. Она плотнее, чем акварель. Гуашью можно работать на бумаге, на грунтованном холсте, ткани, картоне, фанере. 


Пастель чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, в форме брусков. Пастель бывает «сухой», масляной и восковой. Пастелью обычно работают на цветной бумаге.


Жанровое разнообразие станковой живописи

Станковая живопись отличается разнообразием жанров: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, батальный, бытовой, исторический, мифологический жанры.


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать

Связаться с администрацией

Регистрация