Айдан Салахова (художник) - краткая биография


Быть дочерью знаменитого художника и самой добиться признанного успеха в мире искусства удаётся не каждому ребёнку. Творческий путь девочки из интеллигентной азербайджанской семьи не так уж прост, как может показаться. 

Академик Российской академии художеств, коллекционер, профессор факультета живописи МГАХИ им. Сурикова, художник, скульптор с мировым именем, постоянный участник международных выставок Айдан Салахова идёт по жизни вопреки пересудам, осуждениям, критике. Красивая женщина с твёрдым характером, научилась совмещать творчество, бизнес и общественную деятельность, ценить и любить жизнь с её взлётами и падениями.

 

Детство

 

Айдан коренная москвичка. В семье рисовали все: родители, бабушка с дедушкой. Родственники настаивали на профессиональном обучении живописи, хотя карьера в искусстве ребёнка не привлекала. Она мечтала стать биологом-генетиком, но гены взяли своё. Суриковский институт окончила экстерном, представив на суд экзаменационной комиссии триптих «Стальной оргазм на оранжевом фоне». С того момента злословия о том, что за дочь рисует отец, прекратились.

 

Личная жизнь

 

Экзотическая внешность, огненный темперамент Айдан всегда привлекали внимание мужчин.

В браке с Гором Чахалом родился единственный сын Кай. Союз продлился недолго. По утверждению художницы причиной расставания стала обоюдная занятость в искусстве. Дело женщина любила намного больше, чем проект под названием «семья». Решив не обременять себя брачными узами, навсегда отказалась от желания иметь семью в классическом понимании. И это несмотря на то, что в девяностые годы одной пришлось воспитывать сына, браться за любую работу, приносящую доход.

Айдан, как восточная женщина, не склонна впускать в личную жизнь посторонних людей. Информацию о себе дозирует через социальные сети, по фотографиям из которых известно, что последние годы проживает вместе с Григорием Речаном.

 

Творческий путь

 

Первым проектом Айдан стало создание в 1989 г. совместно с А. Якутом, Е. Миттой первой в стране Галереи современного искусства, где публика могла познакомиться с проектами авангардных художников, творчеством молодых мастеров. Затем были персональные выставки в Москве, Нью-Йорке, Париже, Берлине.

В работах А. Салаховой большое место уделяется обратной стороне любви, красоты. Это откровенные, неприглядные моменты тяжёлых родов, абортов, интерес к закрытому миру мусульманской женщины, чьи переживания скрыты хиджабом. Ей близка тематика противостояния мужского и женского начала в исламском понимании, вопросы запретов и табу.

Вызовом даже для европейской аудитории стали инсталляции «Золотая исповедь», «Бедная мама», раскрывающие психологические проблемы беременной женщины, стоящей перед выбором рождения ребёнка.

Представленные в 2011 г. на Венецианской биеннале работы Айдан «Чёрный камень», «Предстоящая» подверглись критике президента Азербайджана И. Алиева, посчитавшего их оскорбляющими ислам ввиду сравнения сексуальных образов с религиозными символами. Инцидент вызвал бурные обсуждения. Скульптуры и графику художницы удалили из азербайджанской экспозиции, но оставили в итальянском павильоне. Не имея намерения обижать чувства верующих, А. Салахова спокойно восприняла критику, ссылаясь на то, что президент не обязан разбираться в современной живописи. Произведение должно задевать душу, помогать разобраться в себе, ответить на волнующие вопросы, в этом смысл искусства, парировала в прессе художница.

Благодаря смелости, решительности, тонкому чувству стиля Айдан в профессиональной среде считается эффектным, ярким, нетривиальным мастером со своим почерком. Главное отличие её работ – демонстрация внутренней свободы человека, умеющего мыслить, рассуждать, творить и наслаждаться.

 

Жизнь сегодня

 

Айдан оставила бизнес, переехав в Италию в город Каррару, где занялась скульптурой, не прекратив преподавательскую деятельность в России.

Человеческие переживания, беды, связанные с пандемией 2020 года, тронули сердце художницы и породили две картины «Новые святые», где изображены врачи в костюмах химзащиты.

В ближайшее время скульптуру А. Салаховой установят в парке города Алушты. Буква «М», покрытая тканью – посвящение медикам, рискующим жизнью в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Говоря о планах Айдан Таировна отвечает, что благодарна жизни за каждый прожитый день в котором она творит то, о чём думает, чем живёт, а для художника – это есть настоящее и будущее счастье.


 

 

 

 

 

 

 


0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация