Акварельная живопись - кратко


Живопись, выполненная акварельными красками, называется акварельной.

Акварель – краска на воде (от французского aquarelle). Вода – от латинского aqua. Живописные работы, выполненные акварельными красками, также называют акварелью.

Обычно основой акварельных красок является растительный клей, но бывает медовая акварель, связующим веществом которой является мёд. Разводятся акварельные краски водой.

Хотя акварель принято считать живописью, в музеях акварельные работы помещают в разделе графики.


Особенности акварельной живописи

Акварельная живопись отличается прозрачностью красок, плавностью цвета и тональных переходов. Краски наносятся в основном на бумагу, иногда на картон, пергамент, шёлк, слоновую кость.

Для акварели характерны сли­ваю­щие­ся и «пе­ре­те­каю­щие» пят­на цве­та, которые соз­да­ют эф­фект под­виж­но­сти изо­бра­же­ния и способствуют передаче тон­чай­ших цве­то­вых и све­то­вых ню­ан­сов. Иногда в акварель добавляют воск, различные вещества для получения определённого эффекта, а также сочетают акварель с гуашью, темперой, пастелью, вводят бронзовую и серебряную краски и т.д.

Свои особенности имеют и техники исполнения. Акварель может быть «чистой» и с добавлением белил.

Краски могут наноситься в один приём или в несколько слоёв; по сухой основе или по мокрой (по увлажнённой бумаге).
 Нередко акварель со­че­та­ет­ся с ри­сун­ком (пе­ром или ка­ран­да­шом); может быть цветной или одноцветной (монохромной).


История акварели

Жи­во­пись во­дя­ны­ми крас­ка­ми из­вест­на очень давно. Например, в Древ­нем Егип­те её использовали ещё во II в. до н. э.

В Средние века в Европе и Азии была популярна книжная миниатюра с акварельными рисунками, но в основном акварель в них смешивалась с белилами или другими непрозрачными красками. А чистая акварель, без примесей, стала популярной в Европе в начале XV в.

В самостоятельный вид искусства акварель превратил Альбрехт Дюрер (1471-1528) – он и считается родоначальником европейской акварели.

В дальнейшем к акварельной живописи обращались многие художники: Н. Пус­сен (1594-1665, Франция), П. Ру­бенс (1577-1640, Нидерланды), Рем­брандт (1606-1669, Голландия) и др.

В XVIII в. акварель становится популярной в Ита­лии и Франции.

Особое развитие акварельная живопись получила в Великобритании в 1-ой половине XIX в. Там даже сло­жи­лась национальная школа акварели, в которую входили У. Блейк, Р. Бо­нинг­тон, Дж. Кон­стебл, У. Тёр­нер и другие художники.

Британский живописец и акварелист Уильям Тёрнер (1775-1851) был мастером романтического пейзажа и предтечей импрессионистов. Его акварельные работы (более 2 тысяч) отличаются тонкой передачей движения воды и воздуха. В своих акварелях он достигает силы и выразительности, присущей живописи маслом. 

Значительное место акварель занимает в творчестве французских художников Э. Де­лак­руа (1798-1863), О. До­мье (1808-1879), П. Се­зан­на (1839-1906), П. Синьяка (1863-1935), нидерландского художника Ван Го­га (1853-1890) и др.

В XX в. акварель взяли на вооружение многие художники-экспериментаторы, представители новых направлений в искусстве: экс­прес­сио­нисты, фо­висты, абстракционисты и др. 

В настоящее время акварель очень востребована в мировом искусстве и активно развивается.


Русская акварель

Русская акварель известна ещё с Древней Руси, когда она применялась в книж­ных ми­ниа­тю­рах, например, в Ост­ро­ми­ро­вом Еван­ге­лии (1056–1057). Расцвет русской портретной миниатюры произошёл во 2-ой половине XVIII в. Она выполнялась пре­имущественно акварелью и гу­а­шью на кос­ти.

Итальянский архитектор и акварелист Дж. Кваренги внёс большой вклад в развитие русской акварели. По приглашению императрицы Екатерины II он в 1779 г. прибыл в Россию и проработал здесь 37 лет вплоть до смерти. Кроме архитектурных сооружений, важной частью его наследия является его графика. Кваренги был выдающимся рисовальщиком и много работал с натуры, в том числе изображал памятники древнерусской архитектуры, выполненные акварелью.

Расцвет русской акварели начался в XIX в. К ней об­ра­ща­лись А. Ива­нов, К. Брюл­лов, А. Ор­лов­ский, П. Со­ко­лов, Г. Га­га­рин, а также М.Ю. Лермон­тов. В 1871 г. в пе­тербургской Академии художеств был создан класс, где преподавали технику акварели. В этом классе занимались М. Вру­бель, Д. Кар­дов­ский, В. Са­вин­ский, В. Се­ров, В. Су­ри­ков, И. Репин, которые стали мас­тера­ми акварели. В 1887 г. в Пе­тер­бур­ге было учреждено Общество русских ак­ва­ре­ли­стов, оно уст­раи­ва­ло еже­год­ные (до 1918 г.) вы­став­ки акварели.

В конце XIX-начале XX вв. художники «Мира искусства» широко использовали акварель. К ней обращались также К. Пет­ров-Вод­кин, М. Волошин, многие мас­те­ра русского аван­гар­диз­ма.

И в настоящее время акварель в России не забыта, в ней работали и работают многие современные художники: С. Ан­д­рия­ка – он соз­дал Шко­лу ак­ва­ре­ли в Москве, С. Алексеев, Е. Базанова, С. Курбатов и др.

В Пе­тер­бур­ге Школа акварелистов была создана художником В. Старовым (1925-2013).

Учреждённое в 1998 г. Общество ак­ва­ре­ли­стов еже­год­но организует ме­ж­ду­народные вы­став­ки акварели.

 

 


 

 

 

 

 

0
Если заметили в тексте опечатку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Комментировать
Регистрация